Содержание «предыдущих серий» этой тяжбы не выглядит чересчур оригинальным. Снова холокост, снова вынужденное бегство или гибель владельцев бесценной коллекции искусства – и снова иски наследников. В данном случае речь идет о коллекции еврейского банкира Мора Липота Херцога, которая после его смерти в 1934 году была разделена между тремя его детьми. Некоторые члены семьи Херцога погибли в концлагерях, другим пришлось бежать за границу. Коллекция оказалась частично рассеяна, но следы наиболее важных экспонатов не потерялись.
Буквально в этом году Германия вернула потомкам банкира произведения, оказавшиеся на ее территории. А вот Венгрия идти навстречу не желает, хотя разыскивать шедевры из коллекции Херцога нет нужды: они красуются в постоянной экспозиции Будапештского музея изобразительных искусств.
В их числе полотна Эль Греко, Лукаса Кранаха, Франсиско де Сурбарана, Диего Веласкеса, Гюстава Курбе и других всемирно знаменитых авторов. Кстати, гастрольная выставка из помянутого музея сейчас проходит у нас в ГМИИ, однако неизвестно, имеются ли в ее составе произведения из «списка Херцога». В любом случае гастрольному показу в Москве вряд ли что-нибудь угрожает. А вот венгерским музейщикам теперь придется поволноваться. После того как наследники Херцога проиграли дело о реституции в самой Венгрии (тамошний апелляционный суд в 2008 году отказался удовлетворить их притязания), они обратились к правосудию в Соединенных Штатах. Гражданином этой страны является, в частности, правнук притесненного коллекционера Дэвид де Чепел, который и выступает главным истцом.
Судя по отдельным высказываниям, податели иска намерены придать делу политическую окраску.
Газета The Los Angeles Times приводит слова адвоката Майкла Шустера, представляющего интересы истца, о том, что им хотелось бы «вынудить венгерское государство, которое выказывает гораздо меньшее стремление к сотрудничеству в подобных вопросах, нежели Германия и Австрия, все-таки поступить правильно». Адвокату вторит и сам Дэвид де Чепел: «Конечно, это вопрос судопроизводства, но мы хотим, чтобы люди знали, что происходит в действительности. Мы хотим, чтобы Венгрия ощутила определенное давление». Ради достижения этой цели истцы даже завели специальный интернет-портал, где излагают свою версию тяжбы.
Вполне вероятно, что именно предшествующий опыт обращения в венгерский суд заставил наследников Херцога включить в нынешний иск не только те произведения, что висят на виду в музее Будапешта, но и те, которые лишь потенциально могут находиться «во владении, под опекой или под контролем» властей Венгрии.
От них требуют вернуть более 40 картин, оцененных экспертами на сумму свыше $100 млн. Это похоже на объявление юридической войны.
Не зря в роли главного истца выступает именно 44-летний правнук банкира – претенденты на наследство заявляют, что теперь венгры «не смогут спокойно дожидаться, пока уйдут из жизни старшие представители семейства». Адвокат Шустер сообщает, что в ближайшее время исковое заявление будет переведено на венгерский язык и доставлено в соответствующие инстанции в Будапеште. «Это одно из самых крупных – если не крупнейшее – требование о реституции, когда-либо выдвинутое в США одним семейством против иностранного государства», – подчеркивает адвокат.
Впрочем, сам истец во всех интервью не забывает обмолвиться: «Не то чтобы я хотел видеть эти картины висящими на стенах у себя дома: не уверен, смогу ли я в таком случае спокойно спать по ночам. В гораздо большей степени это попытка восстановить справедливость по отношению к моей семье».