Сам по себе замысел сопоставить фотографированные виды двух столиц едва ли мог бы показаться оригинальным. Во-первых, и Москву, и тем более Париж снимали столько раз, что все пейзажи выучены наизусть даже теми, кто в этих городах никогда не бывал. Во-вторых, упомянутые столицы в реальности друг на друга совсем не похожи, так что поиск рифм и подобий должен бы показаться схоластическим. В-третьих, сравнение между собой мегаполисов в принципе не выглядит сколько-нибудь важной задачей. Словом, вероятность того, что выставка «Приближение» окажется занимательной, была не слишком высока.
Но результат все же заслуживает внимания.
Начать с того, что Людмила Зинченко – фотограф опытный и мастеровитый, дважды удостоенный Гран-при конкурса «Серебряная камера» – использовала в этом проекте такой метод съемки, при котором репортерские навыки мало что значат. Самодельная камера-обскура с точечным отверстием вместо объектива не позволяет контролировать границы кадра. Главную роль здесь играет интуиция. К тому же прямая засветка пленки происходит с очень длительной выдержкой – порядка 20–30 секунд, так что короткие движения и всяческие мимолетности аппаратом практически не фиксируются. Цветопередача тут тоже далека от привычной цифровой.
Вот и получается, что авторский взгляд на пейзажи двух столиц обусловлен в большей мере технологией, нежели концептуальными установками.
Судя по комментариям к выставке, Людмила Зинченко эту особенность проекта уловила, отказавшись от непосредственного сопоставления мотивов. Хотя следы первоначального замысла все же проглядывают (Эйфелева башня соседствует с Останкинской, стеклянный потолок галереи Лафайет рифмуется с подобным перекрытием в ГУМе и т. п.), но очевидные параллели в итоге не доминируют. На авансцену выходят подобия, которые туристическому глазу не видны и проявляются лишь при съемке методом pinhole.
Пожалуй, эти виды уже не принадлежат ни Москве, ни Парижу – суммарно они образуют какой-то третий город, на карте не обозначенный.
Посему не торопитесь радоваться, узнавая среди пигментных отпечатков Берсеневскую набережную, сад Тюильри, мост Александра III или Поклонную гору. Идентификация достопримечательностей говорит лишь о том, что автор не вводит зрителя в заблуждение, честно признаваясь, откуда позаимствованы натурные мотивы. Однако плоды съемки связаны с прототипами лишь самим фактом работы в том или ином месте. Эстетически и эмоционально полученные фотографии весьма далеки от реальных пейзажей.
По большому счету вместо Парижа и Москвы здесь вполне могли бы фигурировать Лондон с Токио или Мадрид с Копенгагеном. Проект намекает на глубинное сходство всех крупных городов мира. Чтобы уловить это сходство, достаточно бывает взглянуть на мегаполис философским взглядом – или же навести на город картонную камеру с входным отверстием не больше булавочной головки.