В 1996 году дебютный альбом DJ Shadow «Entroducing» вошел в Книгу рекордов Гиннесса, как первая запись, на которой нет ни одного оригинального звука: вся пластинка состояла из чужих сэмплов. С тех пор Джош Дэвис (настоящее имя артиста) выпустил в общей сложности с десяток записей (сольных и совместных), которые стали классикой андерграундного хип-хопа. До России, где он уже несколько лет имеет без всяких оговорок культовый статус, музыкант добрался только сейчас, спустя 15 лет после начала карьеры. Вчера он дал пресс-конференцию в клубе DOME, на которой рассказал, что сейчас как раз заканчивает работу над новым альбомом. Кроме того, Дэвис сообщил, что давно хотел посетить Москву и вообще в этом туре ездит по странам, в которых не бывал во время прошлых гастролей.
Спустя несколько часов DJ Shadow дал полуторачасовой концерт в клубе Discoteque, и это шоу ничем не уступало недавнему выступлению, например, его бывшего коллаборатора из группы UNKLE, даром что Джош сумел разогреть приличных для летнего сезона толпу в одиночку. Несмотря на отказывающую вентиляцию и поздний час, публика не отрываясь следила за манипуляциями Дэвиса за диджейским пультом, загипнотизированная плавными переходами между туманным трип-хопом и мощным драм-н-бэйсом. После концерта с музыкантом побеседовал корреспондент «Парка культуры».
— Вы уже 4 года не выпускали альбомов. Я читал в одном из ваших интервью, что и туров у вас не было порядка трех лет. Это довольно продолжительный отпуск — чем вы занимались все это время?
— Ну смотрите. В 2006 году вышел «Outsider» (последний на данный момент альбом DJ Shadow — ПК), потом был годовой примерно тур. В июне 2007-го нам с Cut Chemist (диджей, один из коллабораторов Джоша — ПК) предложили сыграть на фестивале Hollywood Bowl — интереснейший, кстати, был опыт, там был длинный диджейский стол, 9 вертушек, треки с которых мы сводили одновременно. В конце 2008 года у меня были короткие гастроли в Азии, потом я работал над игрой «DJ Hero» для Activision. Только после всего этого у меня нашлось полгода, чтобы наконец начать работу над моим новым альбомом, который, возможно, очень скоро увидит свет.
— У вас отличная память.
— Ну да, это забавно, когда ты должен делать все сам. Если у тебя есть группа, то можно разделить обязанности: басист придумывает свои партии, вокалист пишет тексты и т. д. Но у меня нет музыкантов, я должен делать и помнить все сам.
— Кстати, на «Outsider» вы много работали с другими музыкальными стилями помимо хип-хопа, на записи играли живые музыканты. Не было мысли собрать свою собственную полноценную группу?
— Да, я думал об этом, но мне нужно обязательно для начала самому изучить каждый инструмент. Я, скажем, умею играть на пианино, но синтезаторы меня не очень интересуют. Я хочу быть композитором, а не членом группы, который просто добавляет немного скрэтчей, а для этого мне придется научиться играть на всех инструментах, которые мне могут понадобиться, а там посмотрим.
— Может быть, есть какой-то инструмент, на котором вам особенно хочется научиться играть?
— Да, есть. Я очень хочу научиться играть на бас-гитаре.
— Вы всегда говорили, что музыка должна развиваться, стремились к экспериментам. Что нового будет на вашем следующем альбоме?
— Этот альбом я хочу сделать стопроцентно своим. У меня так получается, что пластинки чередуются. Сначала был «Entroducing» — моя сольная работа, потом мы с UNKLE сделали «Psyence Fiction», потом «Private Press», который я опять делал самостоятельно, а следом «Outsider», где было много дуэтов. Теперь, соответственно, я опять работаю в одиночку. Объединяться с кем-то очень важно, но мне снова надо побыть одному в студии.
— Как по-вашему, у андерграундной музыки еще остался простор для эксперимента?
— Не хочу никого обижать, но, если честно, когда я слушаю музыку прошлого, то вижу, что она была куда музыкальнее, куда более живой, чем музыка, которую я слышу сегодня. Мелодии и тексты были сложнее, интереснее. Сегодняшняя музыка, будь то рок или поп, кажутся мне очень простыми. Каждый удар барабана предсказуем, каждое следующее слово предугадываемо.
— А как вы относитесь к коллегам по стилю?
— Было довольно много рэпа, который понравился мне, за последние 10 лет, некоторое количество интересных записей вышли за последние 5 лет. Но, судя по последней паре лет, рэп практически мертв. Мне, скажем, нравится Диззи Раскал как артист, но я не в восторге от того, что он адаптирует свою музыку под нужды мейнстрима.
— А в чем отличие самого DJ Shadow времен альбома «Entroducing» от сегодняшнего?
— Ну, я стал на 15 лет старше (смеется). Но, с другой стороны, знаете, я всегда старался слушать что-то новое, постоянно учиться, этот процесс не прекратился и сейчас, у меня здорово расширился кругозор. В 1995 году мою музыкальную диету составляли 75% хип-хопа и 25% соула и фанка. Сегодня мой рацион составляют 15% хип-хопа, 15% соула, 30% фанка, 10% панк-рока, 5% дабстепа, 10% драм-н-бэйса — очень много всего. Я стараюсь научиться всему, что я могу. Я не могу сказать, что во времена «Entroducing» я был студентом, а теперь могу назвать себя учителем. Я всегда ученик. Разве что мой словарь расширяется.
— Спасибо большое и удачи!
— Спасибо вам!