Еще на самом старте нынешней бьеннале было заявлено, что главная тема фестиваля обозначается словом «границы». Поскольку на уровне конкретных выставок тема почти никак не проявилась, про нее тут же забыли. Но не устроители. Под занавес бьеннале «вопрос о границах» поднят опять — пусть даже максимально схоластически. Кураторская установка Арсения Сергеева, собравшего в общий проект опусы молодых екатеринбургских авторов, подразумевает исследование «пограничных состояний, пределов, за которыми происходят качественные изменения, диффузности границ, размытости очертаний».
На русский язык подобную формулировку можно смело переводить фразой «все что угодно».
Как правило, модерирующим фактором в такого рода проектах становится не смысл художественных высказываний, а их формат. В данном случае инсталляция и перформанс. Оба этих жанра столь же популярны у поклонников контемпорари-арта, сколь и подозрительны с позиций «обыкновенного» зрителя. Причем перформанс даже более подозрителен, поскольку «валяние дурака» вживую, с непосредственным человеческим участием, чаще вызывает реакцию отторжения, нежели композиции из бездушных объектов. Зато у самих авторов, по наблюдениям, именно перформанс вызывает наибольший энтузиазм и в некоторых случаях даже подъем уровня адреналина в крови. Это чем-то сродни бросанию на амбразуру ради утверждения своих взглядов на искусство.
Проблема в том, что между решимостью что-нибудь манифестировать и приемлемым результатом имеется существенный зазор.
Почти такой же, как между желанием написать хорошую книгу и способностью действительно ее написать. Но перформансисты почему-то уверены, что от замысла до воплощения совсем недалеко и что воплощение непременно будет адекватным замыслу. Приведем для примера действо под названием «Пощечина» в исполнении Дарьи Захаровой, блеснувшей своим перформансом на нынешнем вернисаже. В углу огромного сводчатого подвала, бывшего винохранилища (там, кстати, в любую погоду прохладно), художница отвела себе специальный сектор для «личного пространства». Мини-резервация ограничивалась пунктиром и предупреждающей надписью «Не переступай черту!».
Аннотация извещала, что любой, кто нарушит данную заповедь, получит от автора увесистую пощечину.
И действительно, барышня была настроена отстаивать свою персональную свободу до конца. Вот только большого числа желающих посягнуть не обнаруживалось. Разве что некоторые сердобольные зрители сочли нужным поучаствовать в интерактиве, чтобы представление совсем уж не провалилось. Да и с какой стати публика вдруг начала бы массово изображать скопище агрессивных придурков, стремящихся нарушить чью-то приватность? Авторская идея и так понятна, на бумажке все написано. Короче, атмосфера ажиотажа никак не нагнеталась.
Несовпадение между ожиданием и конечным продуктом вообще можно считать родовым пороком перформанса.
Мелькнувший в авторском сознании креатив «А ведь прикольно было бы сделать так, чтобы...» крайне редко выливается во что-то эффектное и многозначительное. Дуэт Ziggi и Канифольщика, как именуют себя Елена Евстигнеева и Алексей Пономарчук, может до бесконечности обмениваться письменными ругательствами на специально изготовленном стенде — зрелище прискучивает уже на второй минуте наблюдения, когда становится ясен сценарий. И с каким бы показным упоением ни пытался Евгений Полушкин зарисовывать на прозрачном экране траекторию движения посетителей выставки, все равно чувствуется: автор отрабатывает номер, результат эксперимента ему заведомо не интересен. А обещание Насти Лебедевой нагревать камни в руке и передавать их зрителям, чтобы те могли ощутить теплоту незнакомого человека, — это и вовсе что-то из разряда самодеятельного шаманизма.
Но и без передовой научной мысли здесь не обходится.
В частности, группа «Куда бегут собаки» взяла на вооружение пресловутые нанотехнологии и создала из магнитной жидкости инсталляцию в виде глаза. Оный глаз формируется на маслянистой поверхности в тот момент, когда кто-нибудь приближается к экспонату. Аттракцион занимательный, остается лишь наделить его каким-нибудь культурологическим смыслом. Впрочем, эту работу в большинстве случаев авторы уже проделали за посетителей. Опусы снабжены описаниями, как именно следует понимать то, что хотел сказать художник.
Удивительна убежденность, что надо лишь открыть людям глаза на суть замысла и тогда успех произведения неизбежен.
Кто-то решит, что дело тут в юношеской наивности — бьеннале же молодежная. Но вряд ли дело в нежном возрасте. Ветераны контемпорари-арта нередко действуют по такой же схеме. Так что молодежь только перенимает опыт.