Нельзя сказать, что наше население сексом в искусстве не интересуется вовсе, но со времен перестройки, когда тема представлялась животрепещущей, огонек вроде бы слегка подугас. Коллективная чувственность канализирована по разветвленной сети всевозможных медиа, и на поверхности пузыри почти не булькают. Устроители выставки «Ложка камасутры», проходящей в рамках бьеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?», сочли такое положение дел ненадлежащим. Где, спрашивается, эротический задор и артистическая перверсия, способные всколыхнуть увядающее либидо широких народных масс?
Для ликвидации возмутительного пробела в сфере культурных наслаждений Андрей Бартенев создал интернациональную бригаду «сексуальных партизан», которая и демонстрирует сейчас свои опусы-диверсии.
Главный фрик отечественной арт-сцены, выступающий куратором, не скрывает, что значительная часть авторов – это слушатели его лекций и семинаров, то есть птенцы его собственного гнезда. Но имеет место в экспозиции и нечто вроде аутсорсинга: например, здесь фигурирует коллажная живопись вполне автономного художника Максима Смиренномудренского. Надо сказать, этот проект вообще получился предельно пестрым и многожанровым. Кроме живописи, в залы напихались объекты, инсталляции, фотографии, образцы видеоарта и даже реальные перформансы – которых, впрочем, после вернисажа зритель скорее всего уже не увидит. Будет любоваться документациями.
На открытии по залам фланировал сам Андрей Бартенев, облаченный в голубое трико и белые туфли на высоком каблуке.
Ну и с шаром на голове, разумеется: нельзя же появиться в приличном месте без шара на голове. Обычно Бартенев выглядит самым экстравагантным персонажем из присутствующих на любой тусовке, но на сей раз обнаружились имиджи и покруче. Эпатажный манекенщик (ныне еще и художник) Данила Поляков предстал перед публикой почти в первозданной наготе, если не считать больших картонных крыльев за спиной. Норвежская девушка Ида Грамсгаард облепила себе ноги толстыми слоями теста. Франко-американский дуэт Карлоса Сото и Чарльза Чемина поначалу был одет в строгие черные костюмы, пока парни не начали прилюдно спускать штаны и кататься по полу.
Это, как вы догадываетесь, и были пресловутые перформансы.
Они моментально приковывали к себе внимание публики, но даже горячим поклонникам жанра со временем надоедало смотреть, как Данила Поляков ворочает свое модельное тело по грудам попкорна, рассыпанного на специальном подиуме (перформанс назывался «Священный попкорн»). Рано или поздно дело доходило до знакомства и с прочим репертуаром. Тогда обнаруживалось, что сексуальными коннотациями может быть проникнуто что угодно – надо только включить воображение. К примеру, большое беспредметное полотно немца Максимилиана Шмидбауэра под названием «Тело холста» выглядело бы вполне невинно-схоластичным, если бы на прилагаемом видео не демонстрировался творческий метод.
Оный метод состоит в кувыркании голого автора по холсту с целью оставления на нем (холсте) красочных отпечатков.
Оригинального тут немного, конечно: полвека назад француз Ив Кляйн уже пользовался этим приемом, более того – красил холсты не собственной задницей, а нанимал с этой целью фигуристых дам, отчего процесс выглядел куда более эффектным. То ли Шмидбауэр является противником эксплуатации женской сексуальности, то ли почитает себя самого экземпляром, достойным видеофиксации, сказать не возьмемся.
Нагромождение латексных скульптур с вагинно-фаллическими намеками, огромные многочастные постеры с изображением ню, видеогэги эротического толка (для выразительности упомянем название одного из них – «Желтые яйца и черные колготы делают меня счастливой»), настенные росписи в духе New Wave, компьютерная анимация, апеллирующая к подсознанию, и т. п. – все это и призвано отобразить «неповторимый опыт сексуального искусства жить».