Название фестиваля означает «Голоса» и является аббревиатурой от английского Vologda Independent Cinema from European Screens Festival (Вологодский фестиваль независимого кино с европейских экранов). Лучше, правда, эти английские слова в столбик не писать, потому что первые буквы складываются в «VICES» — «пороки». Фестиваль дебютного кино с таким названием привлек бы кучу молодежи, но все-таки «Голоса» звучат приятнее.
В программе фестиваля никаких особых пороков не заявлено.
В VOICES участвуют дебютные и вторые фильмы европейских режиссеров, вышедшие в прокат или засветившиеся на фестивалях в последние полтора года. Конкурсная программа выглядит пусть и эклектичной, но сильной, хотя многие фильмы уже знакомы фестивальной публике. Например, польский соцнуар «Реверс» только что взял приз «Перспективы» на ММКФ, а «Счастье мое» Сергея Лозницы съездило в Канн и на «Кинотавр», где получило приз за режиссуру. Всего в конкурсной программе десять фильмов, программный директор фестиваля Игорь Гуськов говорит, что собрал «доброе, сердечное кино». Фильм «Счастье мое» так еще никто не называл.
На открытии было все как полагается: трансляция с красной дорожки на киноэкран («Надо же, как сделали, — комментировали какие-то молодые люди. — Как будто у нас тут Канн или... какие еще бывают большие фестивали? Или Сочи, вот!»), звезды, приветственные речи, даже видеообращение Пьера Ришара, который приехать не смог, потому что работает над новым фильмом. Но зато в видеообращении рассказал, в чем разница между публикой в России и во всем остальном мире: везде актеру говорят «браво», а в России — «спасибо». Пожелал фестивалю «много-много-много успехов» и пообещал, если получится, приехать в следующем году.
Спасибо ему за это.
Некоторые претензии к фестивалю неожиданно сформулировала со сцены Екатерина Чуковская, заместитель министра культуры РФ, женщина, по-видимому, с неслабым чувством юмора, сгущенным в чистый яд. Поздравив собравшихся с тем, что фестиваль открылся, она призналась, что не могла в него поверить, несмотря на всю привлекательность затеи. Но что-то во всем этом было не так: во-первых, voices — это не по-французски и не по-русски, хотя фестиваль вроде бы проходит в рамках Года Франции в России и делается российско-французской командой. Во-вторых, фестиваль молодого кино открывается фильмом Романа Полански «Призрак», а где же тут молодость? Ей возразили, что Поланский моложе всех молодых. Автор «Призрака», кстати, прислал записочку, где пожелал большого успеха «молодому и новому фестивалю».
В жюри режиссер Сергей Бодров, актриса Дарья Мороз, актер Алексей Гуськов, арт-директор киевского фестиваля «Молодость» Андрей Халпахчи, французский актер Клод Брассер, режиссер Кшиштоф Занусси.
Занусси на открытие не успел: в Польше выбирают президента, режиссер хотел обязательно проголосовать.
Программный директор Игорь Гуськов, поклонник французской Синематеки и принципов Анри Ланглуа, говорит, что старался программировать каждый день так, чтобы показы перекликались. Сегодня, к примеру, день «судьбы человека» — российский «Пропавший без вести» и французский «Нам бы только день простоять».
Началось же все с «дня доброго сердца» — трех фильмов, исследующих все стороны сентиментальности.
В «Выше голову» Алессандро Анджелини фирменную итальянскую трагическую трогательность довели до полного абсурда. Фильм рассказывает об авторитарном отце, который тренирует сына-боксера, а потом сын после ссоры с отцом погибает в аварии, и отец дает согласие на донорство органов. Потом, не выдержав, идет выяснять, кому досталось сыновье сердце. Так как отец — расист и вообще человек патриархальных взглядов, сердце, разумеется, досталось румыну-трансвеститу. Потом там еще появляются бандиты, роженица-нелегалка, впавшая в кому, и это все на полном серьезе, тяжелым катком по чувствам зрителей. Но плакать хочется не от сложности судеб и не от трагической красоты мира, а от смеха — и, к чести создателей фильма, именно истерическим смешком «Выше голову» и заканчивается. Серджио Кастеллито, противостоящий всему этому сценарному беспределу, молодец.
С иной стороны к сентиментальности подошел испанский «Я тоже» Антонио Нахарро и Альваро Пастора — комедийная драма о влюбленном дауне с IQ выше, чем у любого из нас.
Главное достоинство этого фильма помимо иронии — показ даунов как идеальных детей, послушных, наивных, на всю жизнь приклеенных к родителям.
Они как любимые игрушки, и каждая мать воспитывает себе куклу по своему вкусу: кто-то — гения, говорящего на нескольких языках, кто-то — зашуганную девочку, которая верит в любые сказки. Правда, так устроены все люди этого мира, а не только дауны.
Еще в первый день в конкурсе показали датские «Аплодисменты» Мартина Занделиета с феерической Паприкой Стеэн в главной роли. Собственно, больше в фильме ничего и нет, только эта женщина, которая играет актрису, произносит со сцены строки из «Кто боится Вирджинию Вульф», борется с алкоголизмом и с самой собой, пытаясь вернуть себе доверие и любовь своих детей. Стеэн намеренно работает под Джину Роулендс, и таланта у нее хватает (она одна из лучших датских актрис), но ей мучительно недостает своего Кассаветиса.
Вчера на встрече с авторами «Восьмой страны чудес», бодрого левацкого эксперимента, журналисты восторженно спрашивали, смотрел ли этот фильм кто-нибудь из политиков. «Нет, — ответили режиссеры. — А то бы мы были уже в тюрьме». Никола Альберни и Жан Маш сделали фильм в духе «Согласные на все изменяют мир» об интернет-пользователях, объединившихся в демократическом виртуальном государстве.
По итогам общего голосования они проводят социальные акции разной степени криминальности — от установки в Ватикане автоматов по продаже презервативов до убийства президента одной из латиноамериканских стран.
Идея фильма возникла у авторов, когда они услышали признание французской первой леди: чтобы вылечить дочь от анорексии, Бернадетт Ширак решила создать больницу для подростков, страдающих этим заболеванием. Маш и Альберни превратили эту историю в страшноватый фарс: их герои заражают СПИДом детей каждого президента из «большой восьмерки», так что правителям ничего не остается, кроме как немедленно организовать международный фонд по исследованию СПИДа. В фильме есть веселая аморальность, анархический восторг и вместе с тем подростковая простота. Самое молодое кино фестиваля — не только из-за интернет-тематики, остроумного клипового монтажа и политического мессиджа, а в первую очередь из-за совсем уж утопического хэппи-энда.
Вне конкурса показывают французское и грузинское кино, программу «Европейский экспресс», а на Кремлевской площади каждый вечер обещают концерты, кинопоказы и выставки. В воскресенье здесь пели Rick Sanchez & The Gypsies, а местный бард на берегу реки пытался их перекричать «Зеленоглазым такси». В Консисторском дворе Вологодского кремля показывают кино — сегодня, например, обещают «Лурд», завтра почему-то «Царя».
Наверное, потому что кремль: и не хочешь, а начнешь думать про самодержавие и народность.
Так вот, о народности. Недалеко от кремля припаркована белая «копейка» с надписью по всему борту: «Everybody lies». Надпись сделана фирменным шрифтом сериала «Доктор Хаус».