Главная интрига серии летних аукционов состояла в том, сумеет ли «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото» кисти Пабло Пикассо превзойти прежний ценовой максимум, достигнутый всего полтора месяца назад на торгах Christie's в Нью-Йорке. Напомним, в начале мая картина Пикассо «Обнаженная с зелеными листьями и бюстом» ушла за рекордные $106,5 млн, обойдя на посткризисном вираже предыдущее планетарное достижение, принадлежавшее швейцарскому скульптору Альберто Джакометти. Казалось, это лишь начало нового витка гонки за умопомрачительными показателями. По крайней мере эстимейт (предварительная оценка) нынешнего топ-лота был вполне сопоставим с рекордисткой-«обнаженкой», а представители Sotheby's не скупились на многозначительные намеки.
Но ружье на сей раз не выстрелило – может быть, потому что висело на сцене слишком долго.
«Портрет Анхеля Фернандеса де Сото», изображающий барселонского друга художника и более известный под названием «Любитель абсента», на вечерних торгах ушел за 34,76 млн фунтов стерлингов ($51,2 млн). От этой цифры буквально веет разочарованием: она более чем наполовину не дотягивает до рекордной ценовой планки. Пикассо сам себя не победил. Аукционисты наверняка рвут на себе волосы, хотя формальных поводов огорчаться у них нет: как оценили, так и продали. А все равно обидно...
Обидно еще и потому, что холст этот принадлежит к числу куда более редких, чем «Обнаженная».
Он написан в 1903 году и относится к «голубому» — то есть раннему — периоду творчества Пикассо. Правда, кроме искусствоведческой «биографии», портрет в недавнем прошлом обзавелся еще и скандальным бэкграундом. Владелец картины знаменитый композитор Эндрю Ллойд Уэббер пытался продать ее на аукционе Christie's в 2006 году, но в дело тогда вмешался некто Юлиус Шепс, называющий себя наследником банкирской семьи Мендельсон-Бартольди. Именно им принадлежала эта работа кисти Пикассо, до того как в 1930-е годы Пауль Роберт Эрнст фон Мендельсон-Бартольди вынужден был срочно распродать семейную коллекцию из-за преследований нацистов.
Данное историческое обстоятельство и послужило поводом для снятия лота с торгов.
Позднее суд признал Уэббера законным владельцем, а притязания Шепса необоснованными, но выгодный момент для продажи был упущен. Скорее всего, к этой теме аукционисты не спешили возвращаться из-за кризиса, боясь продешевить. И вот теперь сочли момент подходящим. Считай, обманулись, хотя не до конца понятно почему.
Может быть, сыграла свою роль злосчастная судебная тяжба: мало ли, как там дальше дело повернется с юриспруденцией? Или все-таки не время еще для новой чехарды абсолютных рекордов?
В любом случае Пабло Пикассо остается фронтменом аукционов подобного формата.
Его работы уверенно собирают многомиллионную жатву. Для примера приведем несколько свежих (вчерашних и позавчерашних) цифр, связанных с продажами лотов под грифом «Пабло Пикассо» – 12,1 млн фунтов, 5,6 млн, 5,3 млн, 2,6 млн и т.д. Потягаться с великим испанцем в доходности мог бы, скажем, Анри Матисс (два его полотна в жанре ню на конкурирующих аукционах проданы соответственно за 11,8 и 6,7 млн фунтов), но работ Матисса на публичную продажу выбрасывается обычно немного.
Конкурентом Пикассо (но чисто теоретически) мог выступить также импрессионист Клод Моне, чей холст с традиционным сюжетом «Кувшинки» был предварительно оценен в 30 – 40 млн фунтов.
Вдобавок предлагались еще несколько произведений Моне – именно их и удалось реализовать по относительно неплохим ценам (3,3 млн фунтов, 3,2 млн, 2,2 млн). Но вот борьба претендентов за «Кувшинки» не задалась: потенциальный хит так и остался на руках у прежнего владельца. Так что в номинации «абсолютная цена за отдельно взятый лот» вслед за Пикассо в тройку лидеров вышли Густав Климт и Эдуар Мане.
Автопортрет последнего, выручивший 22,4 млн фунтов, стал самым дорогим произведением от создателя «Завтрака на траве», когда-либо проданным на публичных торгах.
От имени знаменитого австрийца Густава Климта на сей раз была предложена вещица довольно специфического свойства (портрет девушки-самоубийцы, заказанный безутешными родителями и не оконченный живописцем по причине собственной кончины). Романтически-декадансная история исполнила свою рыночную миссию: уплаченные за лот 18,8 млн фунтов несколько даже превзошли эстимейт, но до прежнего личного рекорда Климта результат не дотянул.
За свою вечернюю сессию Sotheby's выручил 112 млн фунтов, а Christie's спустя сутки – почти 153 млн.
(В принципе у грандов арт-рынка проходили еще и дневные сессии, но на совокупный результат они влияют незначительно). Оба аукционных дома собственным бравурным прогнозам явно не соответствовали. Хотя результаты отнюдь не позорные и вполне сравнимы с докризисными. Просто не стоило возгонять ожидания до несусветного уровня, который пока что выглядит скорее мечтательным, нежели реалистическим.
Кстати, с импрессионистами и модернистами этим летом еще не покончено.
Будто бы «проигравший» Sotheby's на следующей неделе в Париже проведет торги из коллекции знаменитого маршана Амбруаза Воллара, который когда-то одним из первых начал продавать произведения Сезанна, Ван Гога, Пикассо и других художников, почитаемых ныне великими. Кстати, главный хит этой коллекции – пейзаж Андре Дерена «Деревья в Коллиуре» – только что профигурировал в Лондоне, обретя владельца за 16,3 млн фунтов. Остальное (почти полторы сотни лотов, правда едва ли столь же дорогостоящих) Sotheby's решил приберечь для отдельного парижского аукциона.