Московский международный кинофестиваль «проводился в первый раз» дважды. Причем выбор между «началом сталинским» (1935 года), позволяющим стать «вторым старейшим» после Венеции, и «началом хрущевским» (1959 года), которое было одним из символов оттепели, представляется делом достаточно трудным.
И всё-таки первым и московским, и международным стал кинофестиваль 1935 года, который был организован с благословления Сталина.
Впрочем, свои идеологические и культурные задачи тот смотр выполнил довольно успешно, сумев стать интернациональным и отдав главный приз советским картинам. Кинофестиваль 1935 года открывал легендарный «Чапаев», который вкупе с другими картинами киностудии «Ленфильм» — «Юность Максима» и «Крестьяне» — получил первый приз. Жюри под председательством Сергея Эйзенштейна также наградило француза Рене Клера за «Последнего миллиардера» и американца Уолта Диснея за его неполитическую мультипликацию.
На этом, правда, все и заглохло, а во время Второй мировой было не до кинофестивалей.
Зато сразу после войны они появились в Западной Европе во множестве – берлинский, возрожденные венецианский и каннский и ряд других. Советские картины на них не попадали, а в самом СССР ничего подобного не было. И тот кинофестиваль, который состоялся в 1959 году, наверное, действительно первый (если отбросить неуемное желание стать как можно древнее). Именно после 1959 года Московский международный стал проводиться регулярно – сначала раз в два года, затем (с 1999 года) ежегодно, добился права войти в категорию А и стал признанным мировым кинофорумом.
В 1959 году председателем жюри был назначен Сергей Герасимов, а так называемый Большой приз получила «Судьба человека» Сергея Бондарчука.
Впрочем, ММКФ всегда охотно, пожалуй даже слишком охотно, давал призы «нашим». На следующем фестивале — в 1961 году — Большой приз разделили японская лента «Голый остров» и «Чистое небо» Григория Чухрая, в 1965-м одним из главных призеров стала «Война и мир» Бондарчука, в 1967-м — «Журналист» Герасимова.
Подобное землячество сполна объясняется тем непростым временем, когда фестиваль начинал существование.
Чтобы дать в 1963 году награду фильму «Восемь с половиной» Феллини, председателю жюри Григорию Чухраю пришлось задействовать все свое влияние и приложить неимоверное упорство: сверху недвусмысленно намекали, что приз должна получить советская лента.
Тем не менее на кинофестивале получали награды и мастера мирового кинематографа: Акира Куросава и Стенли Креймер, Федерико Феллини и Этторе Скола, Анджей Вайда и Франческо Рози, Кшиштоф Занусси и Дамиано Дамиани – и не их вина, что они с симпатией относились к Советскому Союзу. На ММКФ начинали свой творческий путь кинематографисты, чьи имена впоследствии стали известны всему миру: Иштван Сабо и Кането Синдо, Кшиштоф Кесьлевский и Аки Каурисмяки, Кохэй Огури и Умберто Солас.
Сегодня программа ММКФ стала расхожим анекдотом.
В конкурс попадают не кинематографические сливки, а, наоборот, безызвестные аутсайдеры, о которых мало кто слышал до этого и скорее всего никогда не услышит; а приятные исключения вроде Явора Гырдева, блеснувшего в позапрошлом году нео-нуаром «Дзифт», только подтверждают общее правило. Среди картин, попавших в конкурс ММКФ, нет ни новой ленты фон Триера, ни фильмов Михаэля Ханеке.
Зато известными именами изобилуют внеконкурсные секции фестиваля — вот где настоящее раздолье для синефила.
Примерно тот же расклад сопутствовал ММКФ с самого его старта: в конкурсе громкие российские картины состязались с проходными западными лентами, среди которых изредка попадались бриллианты вроде «Восемь с половиной» или «Космической Одиссеи», фильмов Сабо и Вайды.
Тем не менее в то время ММКФ стал дверью в большое кино, дверью сквозь «железный занавес», этаким «окном в Париж».
В 1972 году Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров присвоила Московскому международному кинофестивалю класс А, и теперь ММКФ стал вровень с другими кинофорумами – в Берлине, Локарно, Сан-Себастьяне, Венеции и Канне. В 1989 году был утвержден главный приз кинофестиваля — «Золотой Святой Георгий», помимо которого вручаются другие традиционные и не очень традиционные призы. Имеются на ММКФ и специальные награды, например приз «Я верю. Константин Станиславский», который в прошлом году посмертно вручили Олегу Янковскому и который до этого получали актеры Жерар Депардье и Изабель Юппер. Президентом кинофестиваля с 1999 года является кинорежиссер Никита Михалков.