Одно время, лет пятнадцать назад, она вдруг стала переживать из-за того, что внимание публики заняла другая художница по имени Екатерина Григорьева – вполне себе салонных дел мастерица. Разволновалась настолько, что начала подписывать свои работы «Григорьева-Шиллинг», добавляя к паспортной еще и девичью фамилию. И какие бы авторитетные люди ее ни заверяли, что величины не сравнимы, что всякие прочие «екатериныгригорьевы» канут в Лету, а настоящая останется, она верить не хотела. «Нет, ну она ведь тоже художник, людям ее работы нравятся. Ее теперь знают лучше, поэтому как-то отличаться надо именно мне». Честно говоря, эпизод для истории русского искусства довольно позорный.
Екатерину Евгеньевну Григорьеву путать с тезками и однофамильцами никак нельзя. Она такая одна. Была. И остается.
Пусть вас не смущает, если вы не вспомните слету ее работ. Такая эпоха: все свободные ниши моментально забиваются спамом, на художественном олимпе не протолкнуться. У Григорьевой пихательно-локтевые инстинкты были абсолютно не развиты. Она не умела как следует подать себя и в советское-то время, а уж приноровиться к дикому арт-рынку – задача для нее совсем уж нереальная. Это арт-рынок к ней постепенно начал приноравливаться – ибо наиболее адекватные его представители осознали, с кем имеют дело. Увы, Екатерине Григорьевой не суждено стать (даже посмертно) кумиром миллионов – слишком тонкие живописные материи она затрагивала. В историю нашего искусства она вплыла тихим, без сигнальных огней, кораблем. Проплывающие мимо, кто в курсе, непременно отдадут ей гудок.
Если говорить о славе, то Григорьева «пала жертвой» недавних смутных времен.
Именно ей по праву (в числе немногих коллег) должны бы принадлежать лавры художников, преодолевших соцреалистический морок и выводивших наше искусство к общечеловеческим высотам. Однако быстро выяснилось, что «высоты» мало кого интересуют. Хватало голой задницы, чтобы приобщиться к европейским ценностям. Ею мы счастливо и воспользовались. Только сейчас, с большим культурологическим трудом, до некоторых начинает доходить (и то не до всех), что полотна Екатерины Григорьевой, посвященные русской провинции, но не провинциальные по сути, выглядят более представительными на международной арене, чем глуповатые ремейки западных образцов. Собственно, ничем эти образцы не плохи, кроме одного – копировать их нет смысла. Догонять глупо: уже однажды «догоняли и обгоняли Соединенные Штаты». Искусство не экономика, здесь искренность и талант все-таки важнее тренда... Катя Григорьева, как ее звали друзья, этими качествами обладала сполна. Забудем, проигнорируем, сделаем вид, что и не было у нас такого потрясающего художника?