Роман Козак сделал одно необычайно тонкое дело — он избавил театр Пушкина от проклятья. Так ли оно было или нет, но устойчивая театральная легенда утверждает, что, с тех пор как театр на Тверском бульваре перестал быть Камерным, а стал имени Пушкина, счастье и успех от его стен отвернулись. Будто бы прокляла его главная актриса Камерного – Алиса Коонен. И ведь правда, ничего особо яркого и выдающегося в театре с рокового 50-го не появлялось, даже гастроли проваливались. Козак легенде не верил и, в очередной раз слыша ее из уст журналистов, дипломатично скрывал сердитость.
Тем не менее именно с его приходом в 2001 году театр воодушевился.
Воодушевился и сам Козак. Молодой и невероятно модный в конце 80-х, поставивший легендарные «Чинзано» и «Елизавету Бам», практически открывший драматургию Петрушевской и обэриутов, создавший Пятую студию МХАТ и восхитивший Москву своим «Маскарадом», Козак уже к середине девяностых «остыл», сосредоточившись на педагогике. Назначение на пост худрука Пушкинского было как нельзя кстати. Тут пригодились и педагогика (Козак заметно омолодил труппу, пригласив в театр своих учеников из школы-студии МХАТ), и тяга к созданию театра-дома, и даже актерские способности режиссера: вместе с Константином Райкиным они выдумали красивый ход – один спектакль на два театра и двух худруков. Сыграли психологический триллер «Косметика врага» Амели Нотомб.
Причем, выйдя на сцену, режиссер Козак не сильно уступил виртуозу актерской игры Константину Райкину.
И случилось то, чего не случалось с этим театром долгие годы. Он ожил, стал модным и не всегда доступным – кассиры вновь достали таблички «на сегодня все билеты проданы», опаздывающие зрители стали слышать чарующий слух любого режиссера вопрос, «нет ли лишнего билетика».
Легенду о проклятье Роман Козак рушил дипломатично и тонко.
Поставил в филиале остроумнейшую «Академию смеха» с Николаем Фоменко и Андреем Паниным. Потом задействовал всю молодежь в совершенно юной, отчаянной интерпретации «Ромео и Джульетты», вырастил молодую приму Александру Урсуляк, собрал репертуар, в котором и модные молодые люди, и эстеты, и школьники, и даже театральные бабушки найдут привлекательные для себя названия.
В последнее время Роман Ефимович долго и тяжело болел – рак.
В начале мая прошла (теперь уже последняя) премьера спектакля Романа Козака «Бешеные деньги» по пьесе Островского. Он и тут остался верен себе, пригласив на главные роли своих любимых Николая Фоменко, Александру Урсуляк, а еще Ивана Урганта. На премьере 11 мая он еще выходил на поклон – как выяснилось, последний в своей жизни. На завтра была назначена репетиция, которую он не отменял, несмотря на плохое самочувствие. 30 мая должен был пройти первый постпремьерный показ спектакля.
Спектакль состоится, вот только днем в театре пройдет прощание с режиссером. Гражданская панихида начинается в 10.00, Роман Козак будет похоронен на Троекуровском кладбище столицы.