Фестиваль «Кинотавр» продолжает свое движение от помпезного праздника для российских кинематографистов к предельно сосредоточенному собственно на кино профессиональному форуму. На этот раз даже пресс-конференция по-хорошему была больше похожа на рабочее совещание. Перед журналистами предстали всего три человека, благодаря усилиям которых фестиваль в последние годы стал тем, чем он стал: Александр Роднянский, программный директор Ситора Алиева и отборщик документальной программы Виктория Белопольская. Первый сообщил, что в этом году отдал пост председателя попечительского совета своему «другу и коллеге» Федору Бондарчуку, пояснив, что
Федор Сергеевич «тоже очень хочет, чтобы у нас был кинематограф».
Александр Ефимович, именующийся в этом году президентом, напомнил, что прошлогодний «Кинотавр» вызвал ожесточенную дискуссию, и выразил надежду, что в этом году фестиваль будет не хуже. Напомним, показанные на прошлом «Кинотавре» картины молодых режиссеров — «Волчок», «Короткое замыкание», «Бубен, барабан», «Я» — действительно вызвали очевидный резонанс. С одной стороны, весь год называли не иначе чем «новой волной русского» кино, с другой – с претензиями к молодым коллегам (правда, скорее мировоззренческого, чем киноведческого толка) в Думе выступал Станислав Сергеевич Говорухин. В ответ на напоминание об этом последнем случае, Роднянский сообщил, что Говорухин обязательно будет приглашен и на грядущий XXI «Кинотавр», чтобы воспользоваться своим святым правом критика.
Припомнили журналисты и другой недавний скандал – раскол в Союзе кинематографистов.
На вопрос, повлияли ли как-нибудь эти события на состав участников фестиваля, Роднянский заявил, что «Кинотавр» тем и хорош, что всегда был фестивалем для всех, чуждым посторонних конфликтов.
Ключевым вопросом, разумеется, стал бюджет.
Президент фестиваля рассказал, что каждый год на «Кинотавр» уходит примерно 100–120 млн рублей и в этом году цифры пока остаются в этих пределах,
несмотря на то что в этом году фестиваль остался без генерального спонсора. «Это эхо кризиса», — посетовал Роднянский. Также он рассказал, что государство выделяет на фестиваль всего 5 млн рублей, однако, сейчас в Минкульте разрабатывается система классификации, которая поможет более целесообразному распределению бюджетных средств. На вопрос об участии в сочинском кинофоруме оргкомитета олимпиады 2014 года Роднянский ответил, что совместные проекты планируются, но пока лишь в будущем.
Ситора Алиева, в свою очередь обратившись к собственно кинематографической стороне предприятия, рассказала, что в ходе отбора отсмотрела 72 (в прошлом году речь шла о 62) картины, отметив, что кризис на производстве почти не сказался.
Из этого количества в конкурс были отобраны 14 картин (против 12 прошлогодних), причем среди них 8 дебютов.
По словам Алиевой, тематику конкурсной программы условно можно обозначить как «Здравствуй, СССР»: большинство фильмов посвящены жителям бывших республик. Особенно в этом контексте программный директор отметила картину Сергея Лозницы «Счастье мое»: хотя в нее и не вложены российские деньги, Лозница, по словам Алиевой, безусловно отечественный режиссер, и его участие в конкурсе крупнейшего национального кинофестиваля никого не должно удивить. Кроме полнометражных соревнований, разумеется, будет свой конкурс и для короткометражек. Для него отобраны 19 картин, а судить их будет жюри, возглавляемое Алексеем Попогребским.
Ну и последнее.
Жюри основного конкурса в этом году возглавит Карен Шахназаров.
Особые награды уже присуждены Глебу Панфилову и (посмертно) Владимиру Мотылю. Его последняя картина «Багровый цвет снегопада» станет фильмом закрытия фестиваля. Откроется XXI «Кинотавр» альманахом «Москва, я люблю тебя», в рамках которого Иван Охлобыстин, Рустам Ибрагимбеков и другие кинематографисты поупражняются в любви к родному и такому далекому от сочинского моря городу.
Фестиваль «Кинотавр» пройдет в Сочи с 6 по 13 июня.