16-летняя Кларисс, страдающая от ожирения афроамериканка, второй раз беременеет от собственного отца. Ее мать («Оскар» за лучшую женскую роль второго плана) люто ненавидит ее за разрушенный брак и кидается сковородками и телевизорами. Кларисс терпит издевательства сверстников, коим, впрочем, родную мать не переплюнуть, и к тому же сильно комплексует, так как не умеет читать и писать.
Мрак рассеивается только тогда, когда в жизни девочки появляется «альтернативная школа» и вместе с ней безупречная до скрежета зубов учительница.
Режиссер Ли Дэниелс, известный в мире кино прежде всего как продюсер («Бал монстров»), вплотную занялся социальным кино. В 2011 выйдет его антирасистский фильм «Сельма». Здесь же, видимо, не сумев остановиться на чем-то одном, он втискивает в фильм абсолютно все социальные проблемы, волнующие американскую общественность. К расизму присоединяются бедность, гомофобия, насилие в семье, ВИЧ, ожирение, неграмотность, наркотики. В итоге получаем классический образ черного гетто, правда, рассмотренный с той долей необходимой осторожности, которая позволяет обеспечить фильму фестивальный успех вкупе с нормальной кассой.
«Сокровище» — это вообще пример идеального фильма.
Натурализм, бичующий пороки великой Америки, вполне окупается одами службе социальной защиты, здравоохранению и образованию. К тому же картина где-то напоминает благотворительный концерт, в котором в разном качестве участвуют Опра Уинфри, поэтесса Сапфир, Мэрайа Кэрри, Лени Кравитц вместе с жюри Американской киноакадемии и «Золотого Глобуса». Заигрывание с документальной съемкой – для взыскательных зрителей, бутафорские виньетки – для аудитории, ценящей голливудское кино. Плюс комедийные интонации, попсовые саундтреки, нивелирующие чернушный сюжет, и неизменный пафос американской мечты.
Дескать, даже у толстой, черной и неграмотной все непременно будет ОК, надо только push yourself.
В общем, все ингредиенты на месте.
Для российской аудитории фильм будет явно небезынтересен, вопреки расхожему мнению, что эта картина исключительно для внутреннего употребления. Во-первых, потому что хорошей ленте все по плечу. Специально для сентиментальных зрителей — актерская игра дебютантки Габури Сидибе и непревзойденной Мо'Ник,
для увеселения – блестящие эпизодические роли и да, Мэрайа Кэрри без косметики.
А во-вторых, потому что все вышеописанные социальные катаклизмы имеют к России не такое уж и косвенное отношение. Правда, лакированные методы решения этих проблем вызывают тихое раздражение. А сравнение с российскими реалиями рождает чисто русское, печальное и недоуменное, «ишь».