Похоже, «Это развод» – самый женский продукт во Вселенной. Более женский, чем программа «Давай поженимся», шоколадное суфле или розовенькая сумочка со стразиками. Да что там – более женский, чем трейлер нового «Секса в большом городе». Героиня «Развода» делает то, что хочет, но стесняется сделать любая женщина, узнавшая об интрижке своего мужа: она привязывает мужа к стулу, заклеивает ему рот и объясняет, что он будет сидеть здесь, пока снова ее не полюбит. Когда он врет (все мужики всегда врут), что хочет в туалет, она прибинтовывает его клейкой лентой к толчку и начинает показывать свадебные слайды.
Психологически это очень точный портрет брошенной женщины, готовой драться за своего мужика с ним же самим и убить его, но доказать, что без нее он не выживет.
Муж сначала ноет (они все ноют), потом ругается, потом начинает взывать к разуму: «Ты суперженщина, ты больше меня зарабатываешь, можешь все починить, даже делаешь больше отжиманий, чем я! Зачем я тебе?»
Суперженщину играет Мэг Райан, которая во всех фильмах принимает удары и подарки судьбы с одинаковой слегка задумчивой улыбкой овцы перед закланием.
Идеальная героиня романтических фильмов – не в смысле красоты или успешности, а просто она такая нежная, такая ранимая, так хорошо имитирует оргазм.
Мы подозревали, что милейшая девушка из ромкомов — всех этих «Неспящих в Сиэтле» и «Вам письмо» — на самом деле всегда хотела привязать своего партнера к толчку. Но не знали, что она будет делать это с такой обезоруживающей терминаторской искренностью.
«Это развод» — попытка прожить в кино все то, на что никогда не хватит сил и наглости в реальной жизни: сначала обездвижить и унизить жертву, потом попытаться ее совратить вкусным печеньем и эротичным нарядом, потом надеяться на чудо. Чудо не заставляет себя ждать: в дом вваливаются грабители, и теперь супруги, связанные, оба сидят в туалете и думают о жизни, а фильм, исчерпав все возможности классической «Войны Роуз», переходит к комедии Теда Демме «Осторожно, заложник».
Все бы хорошо, и была бы у нас очередная черная комедия о том, есть ли жизнь после любви, если бы не одна проблема:
«Это развод» — фильм не смешной, не трогательный и даже не очень жесткий, а так, женское ни то ни се. Режиссер-дебютантка Шерил Хайнс не нашла нужную интонацию и не смогла пробудить сочувствие к героине, которая выглядит совершенно безумной бабой. Главная эмоция, которую испытывает зритель, — стыд. И возникает желание немедленно пойти покаяться перед всеми, кого мы (вольно или невольно) связывали и пытали свадебными фотографиями.
Но перед нами тот случай, когда история фильма заслоняет саму картину.
«Это развод» снят по сценарию актрисы и режиссера Эдриэнн Шелли, автора инди-хита «Официантка» и героини «Невероятной правды» Хэла Хартли. Эдриэнн Шелли была убита в 2006 году. История была мутная: сначала решили, что самоубийство, но потом объявился убийца – девятнадцатилетний нелегальный иммигрант, которого Шелли поймала на воровстве. Актриса Шерил Хайнс (они с Шелли вместе играли в «Официантке») сняла кино по последнему сценарию своей подруги, а продюсером фильма стал муж Шелли, Энди Острой. Дань памяти невозможно оценивать объективно, так что на все режиссерские недоработки, интонационные и ритмические провалы, очевидные глупости приходится просто закрывать глаза: хотели как лучше. Получилась туалетная психодрама.