На фестивале будут показаны девять полнометражных фильмов и программа короткометражек. Это будет прекрасное зрелище: датские триллеры и семейные драмы выглядят так, как будто оператора вот-вот обвинят в убийстве, поэтому он готов в любой момент отвернуться от происходящего и сделать вид, что просто случайно проходил мимо.
Датские «догматики» бывшими не бывают. Даже если уходят от жестких манифестов и правил.
В этом можно убедиться, посмотрев шпионский триллер «Об этом не знает никто» Сьорена Краг-Якобсена («Последняя песнь Мифуне») о человеке, случайно обнаруживающем, что его отец работал на разведку. Или не работал. Другой триллер — «Не бойся меня» — недавняя работа Кристиана Левринга («Король жив»), своеобразный перепев «Больше, чем жизнь» Николаса Рэя. Герой, унылый сорокалетний обыватель, принимает участие в клинических испытаниях антидепрессантов. А потом начинаются побочные эффекты. Главное достоинство фильма – сдвиг восприятия, невозможность понять, то ли герой перестает быть собой, принимая препарат, то ли, наоборот, это и есть его настоящее «я».
«Кандидат» Каспера Барфоэда – нечто вроде «Фирмы», только с датской мрачностью и полным отсутствием героизма.
Молодого адвоката подставляют: после бурной ночи он просыпается в гостиничном номере, где валяется труп его вчерашней случайной знакомой. Тут же ему предъявляют и видеодоказательство его вины, и, если он не заплатит пять миллионов, видеозапись отправится в полицию. Адвокату приходится бегать и искать деньги, а лучше было бы вглядеться в видеозапись и подумать, с чего все началось.
Триллеры разбавлены военной драмой «Пламя и Цитрон» Оле Кристиана Мэдсена – историей о легендарных борцах датского Сопротивления, и околорелигиозной драмой «Два мира» Нильса Ардена, о юношеской любви и секте Свидетелей Иеговы (организация запрещена в России). Кроме того, в программе покажут короткометражки (в том числе всем известный анекдот от Ларса фон Триера про кинорежиссера и молоток из альманаха «У каждого свое кино»), мультфильм «Комариная история» и два документальных фильма — «Невидимая ячейка» (о группировке радикалов 70-х годов) и «Роскильде» (о грандиозном датском музыкальном фестивале).
А открылась «Датская волна» в кинотеатре «Пионер» отличной драмой «Субмарино» Томаса Винтерберга, одного из главных «догматиков», автора «Торжества» и «Дорогой Венди».
На открытии выступил посол Дании в России Пер Карлсен, который сообщил, что не сможет посмотреть с нами все фильмы, потому что ему надо паковать вещи и ехать в Данию, где будет проходить государственный визит российского президента Дмитрия Медведева, но что фильмы на «Датской волне» покажут очень хорошие, разве что их «немножко трудно понимать».
Ничего вроде бы трудного. «Субмарино» — история двоих братьев, которые когда-то, еще подростками, не уследили за своим новорожденным братиком. Теперь им около тридцати: один недавно из тюрьмы, другой – героиновый наркоман, в одиночку воспитывающий маленького сына. Каждый эпизод фильма доказывает: то, что вы только что принимали за последний предел отчаяния, было далеко не самым дном. Но при этом фильм ничуть не похож на чернуху вроде «Волчка» (хотя пьяная мать ненадолго забредает в кадр, падает на пол, делает лужу и засыпает). «Субмарино» действует как хороший антидепрессант: герои, при всей своей никчемности, помнят, где свет, и в их глубоком погружении нет мазохистской болезненности.
На показе присутствовали какие-то молодые европейцы, похоже датчане.
Так вот, пока остальным посетителям «Датской волны» показывали мощную драму, эти поклонники Винтерберга смотрели комедию. Громче всего они смеялись в тот момент, когда братья кинули пьяной маме в лужу какой-то электроприбор. Чувство датского юмора – сложная штука, его немножко трудно понимать. Возможно, и триеровский «Антихрист» был обычным ромкомом.
После Москвы, где «Датская волна» проходит с 22 по 25 апреля в кинотеатре «Пионер», фильмы фестиваля увидят и в других городах России, в том числе в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове, Калининграде, Казани.