На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Бесславное солнце

Рецензия на «Утомленных солнцем-2»

В прокат выходит «Утомленные солнцем-2» Никиты Михалкова — фильм про Великую Отечественную, удивительным образом оказавшийся ближе к «Бесславным ублюдкам» Квентина Тарантино, нежели к советскому военному кино.

Итак, забудьте все, что вы знали про финал «Утомленных солнцем»: силой режиссерской воли умершие воскресают. Котов, оказывается, не был расстрелян: анонимный доброжелатель поспособствовал замене политической статьи в личном деле комдива на уголовную. Митя оправился от самоубийства, тайно пригрел сосланную, согласно бумагам, котовскую жену и вырастил его дочь Надю. Война застала героев в следующей диспозиции: Надя строптиво не желает отречься от отца, Митя дрожит на приеме у Сталина, интересующегося опальным комдивом, последний во сне самозабвенно окунает вождя лицом в торт.

Новость для скептиков, заранее диагностировавших у Михалкова режиссерский маразм:

«Утомленные солнцем-2», в отличие от подавляющего большинства опусов отечественной кинопромышленности, относятся к разряду кино. На картину было потрачено восемь лет, и это видно: она хорошо сыграна, дорого выглядит и не напоминает телеспектакль – по форме «Утомленные солнцем-2» настоящий военный эпос.

С содержанием обстоит гораздо сложнее. Великая Отечественная — тема для нашей страны сакральная, тем более что на носу 65-летие окончания войны. Шаг в сторону от общественной линии в данном случае грозит, может, и не расстрелом, но с большой вероятностью – публичной анафемой. На словах Михалков на сто процентов попадает в ожидаемый образ: говорит, что хотел снять кино о том, какой ценой нам далась победа, и напомнить о заслугах фронтовиков. На деле же к фильму с позиций военно-исторического кино можно сходу предъявить целый ряд идеологических претензий. Например, Михалков позволяет фантазии брать верх над действительностью, и вот над танками реют полотна со свастиками — списки неточностей уже составлены, и

тем, для кого важнейшим критерием оценки фильма является соответствие тому, «как оно было на самом деле», лучше сиквел «Утомленных солнцем» не смотреть.

Но допустим, что факты не главное — все-таки кино подразумевает условность. Сформулировать о войне что-то новое достаточно сложно, да Михалков и не берется: война – это адская мясорубка, сообщает режиссер и выбирает для демонстрации тезиса самый прямолинейный путь. Камера скользит по припорошенным снегом оторванным конечностям, танки давят солдат в кровавую кашу: психологические страдания подменяются страданиями сугубо телесными наподобие того, как это происходит в «Страстях Христовых» Мэла Гибсона. При этом в кадр постоянно прорывается фирменный михалковский цирк: скучающий герой Маковецкого пишет признание от лица Александра Сергеевича Пушкина, Котов отмахивается от шмеля словами «Не люблю!», и это мы еще стыдливо умалчиваем о том, каким образом попытается напакостить мирному кораблю злобный немецкий летчик. «Родня», «Неоконченная пьеса для механического пианино», те же «Утомленные солнцем» – Михалков всегда был гением трагикомедии с примесью балагана, но здесь этот жанр явно не к месту: уж либо героическая сага про ВОВ, либо, извините, «Гитлер капут».

Но если отрешиться от священного трепета перед историей, минусы картины обратятся в плюсы. «Утомленные солнцем-2» плохое кино о Великой Отечественной и совершенно непостижимое кино о войне как таковой – просто потому, что так о войне не снимал никто. От Михалкова логичнее было ждать попытки обратиться к советской кинотрадиции, но странным образом УС-2 ближе к «Бесславным ублюдкам» Квентина Тарантино. Более того, Михалков пошел даже дальше своего давнего конкурента: одно дело — сочинить на болезненную тему постмодернистский анекдот, другое — начинить анекдотами серьезный эпос.

Михалков ходит в фильме по тонкой этической грани, но выручает его то, что в жизни площадная комедия и вправду запросто соседствует с драмой.

И пусть вольности по отношению к Сталину Михалков позволяет себе лишь в котовских фантазиях, очевидное искажение реальности еще сильнее сближает его фильм с картиной Тарантино. Вот только если в «Ублюдках» оно намеренное, то у Михалкова, похоже, неосознанное и неконтролируемое, ему и делать специально ничего не надо: коли проводить космологическую аналогию, то Михалков — как массивная звезда — вблизи него пространство и время искривляются сами собой (прошлогодний съезд кинематографистов — очередное тому доказательство). И в этом искривленном пространстве, в частности, совсем иные критерии пошлости: в нем абсолютно уместно смотрится бьющаяся о стекло бабочка как метафора несвободы, безногий поп, крестящий героиню на мине, и даже пикантная финальная просьба умирающего солдата. Впрочем, это вы должны видеть своими глазами.

Новости и материалы
СМИ: Коломойский разграбил Украину через ПриватБанк
Туск рассказал, когда лидеры ЕС обсудят гарантии для Украины
В смартфонах Samsung появится поддержка спутниковых видеозвонков
Фейерверки оказались одним из ключевых объединяющих символов для россиян
Российский разведчик целый день следил за группой ВСУ и помог нанести превентивный удар
Китайцы создали уникальную видеокарту GeForce RTX 5080 с удвоенной памятью
Биолог не рекомендовала использовать сперму Дурова
В России приостановил полеты шестой аэропорт
В Epic Games Store бесплатно и навсегда дарят игру в духе Pokemon
В России ответили члену Европарламента о сторонниках Трампа
Оставшиеся в Димитрове украинские военные сдались в плен
Балицкий сообщил о планах по восстановлению Гуляйполя
Россиянам дали советы, что подарить на Новый год тому, кто любит путешествовать
Появились кадры из Киева, погрузившегося во тьму после удара
Путин заявил, что Запад рекомендует Киеву принять условия урегулирования
Возлюбленный Тейлор Свифт объяснил, какой подарок выбрал для певицы
В Кронштадте на новогоднем шоу название города написали с четырьмя ошибками
Нюша в комбинезоне показала, как делает планку в спортзале
Все новости