На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Слепота в глазах смотрящего

В прокат выходит «Слепота» Фернандо Мейреллиша

В прокат выходит участник позапрошлогоднего каннского фестиваля — фильм «Слепота» Фернандо Мейреллиша, пострадавшая от уважения к первоисточнику антиутопия про эпидемию слепоты.

На безымянный город сваливается вирус слепоты. Город этот – с высотками, пробками, дорогими машинами и мегаполисной суетой – достаточно абстрактный, чтобы его название не отвлекало от сути, но достаточно конкретный, для того чтобы стало понятно: за то, что произойдет, отчасти ответственна капиталистическая мораль общества потребления (автор лежащей в основе фильма новеллы — нобелевский лауреат Жозе Сарамаго, известный левак и член португальской Коммунистической партии). Помещенные запаниковавшим правительством под стражу в здание госпиталя, слепцы последовательно погружаются сначала в грязь натуральную (на полу валяются экскременты и мусор), а затем моральную: компания во главе с задротом-барменом (Гаэль Гарсия Берналь) берет под контроль еду и торгует пайками за женское тело. И только докторская жена (Джулианна Мур), симулировавшая болезнь, чтобы попасть в больницу вместе с мужем (Марк Руффало), остается последним оплотом гуманизма.

В Каннах, где фильм Фернандо Мейреллиша показывали на открытии фестиваля, картину приняли мало сказать прохладно — ее окатили ушатом ледяных отзывов.

В рейтингах жюри она занимала последнее место, а в плане оценок достаточно показателен пример гуру американской критики Роджера Эберта, который назвал картину «Самым неприятным, если не сказать невыносимым, из когда-либо виденных фильмов». И это еще не все: против ленты Мейреллиша ополчились не только журналисты, но и общества слепых, принявшиеся обвинять «Слепоту» в отсутствии толерантности к инаким: мол, с чего это незрячие люди ведут себя в фильме как звери.

Понятно, что подобного рода антиреклама подогревает интерес не меньше (а то и больше), чем факт получения фильмом любой крупной премии.

В общем, после такого ждешь от «Слепоты» то ли зашкаливающей мизантропии в духе Ларса фон Триера, то ли кинематографического мастерства уровня Уве Болла, то ли и того и другого вместе.

Но вынуждены вас разочаровать: не так страшен фильм, как его малюют. «Слепота» — в меру дерзкая история о том, что стыд, как и вся человеческая мораль, напрямую связан с умением взглянуть на себя со стороны. А нет такой возможности — нет и совести.

Глаза не видят, так и душа не ведает.

Какими глазами ты смотришь — такими и смотрят на тебя. Чего не досмотришь оком — заплатишь боком. Лгуна по глазам видно. Глаза ушей вернее.

Идиомы всегда служат верным маркером общественных убеждений, и в данном случае этот маркер подтверждает не слишком политкорректную мысль о том, насколько важную роль играет зрение в человеческой культуре.

Определенно, «Слепота» могла бы быть фильмом довольно любопытным, если бы Мейреллиша не подвело одно «но».

Мейреллиш жаждал экранизировать повесть Сарамаго с 1997 года, однако писатель ни ему, ни другим кинематографистам прав на экранизацию не давал, опасаясь, что книга будет превратно интерпретирована. В конце концов литератора уломали продюсер Нив Фичман и канадский сценарист Дон Маккеллар. Итак, разрешение автора было получено, но вот робость перед писателем у режиссера осталась. Проше говоря, Мейреллиш сдрейфил: вместо того чтобы заниматься тем, что у него хорошо получается, а именно живописанием звериных нравов и бытовой жестокости,

Мейреллиш боится сделать шаг в сторону и все испортить, а потому ничего толком не доводит до конца.

С одной стороны, не смеет всласть покопаться в моральном разложении: чуть что — изображение уходит в расфокус. С другой — страшится что-то напутать, а потому берет из книги лишь самые общие с точки зрения философии места и незатейливо иллюстрирует их в лоб.

Словом, страх плохой мотиватор: действуя согласно заповеди «не навреди», Мейреллиш создал зрелище не то чтобы плохое, но настолько стерильное, что после просмотра в памяти может не остаться ничего, кроме молочно-белого экрана: будто бы зрителя на два часа тоже коснулась эпидемия слепоты.

Новости и материалы
Врачи организовали дежурство в подмосковном пансионате, где массово отравились люди
В США анонсировали обнародование файлов по делу Эпштейна
Российский фигурист заявил, что за него болеют даже за океаном
СМИ сообщили об отказе Лондона от использования активов России для помощи Киеву
На военной базе в США произошла стрельба
Россиянин поссорился со знакомым и избил его арматурой
Разведка США все еще делится информацией с Украиной
Эксперт раскрыл последствия удара по мосту в Одесской области для Украины
Выросло количество пострадавших в подмосковном пансионате
Россиян предупредили об опасных вирусах на пиратских сайтах и YouTube
В Европарламенте заявили, что у ЕС нет денег на бесконечное финансирование Киева
Известный блогер назвал вратаря «ПСЖ» Сафонова мразью
В МИД России заявили о недопустимости терактов Украины в Черном море
Адвокат предупредил Долину о риске лишиться еще двух квартир
Рубио заявил об определенной роли Украины для нацбезопасности США
Популярный телеведущий обвинил себя в трагедии с Робом Райнером
В Белгородской области две женщины погибли при атаке ВСУ
Riot Games начала блокировать игроков со старым BIOS из-за читеров
Все новости