В конце мая в Москву в рамках Года Франции в России приедет важнейший международный фестиваль Transmusicales. Ему уже больше тридцати лет, и за эти годы он заработал репутацию фестиваля, открывающего миру неизвестных до той поры артистов. Корреспондент «Парка культуры» побеседовал с основателем и бессменным арт-директором фестиваля Жан-Луи Броссаром.
— Насколько полно московский фестиваль будет соответствовать тому, что вы устраиваете обычно? Не пришлось ли чем-то пожертвовать?
— Нет-нет! Это, конечно, будет полноценный фестиваль. Есть, разумеется, и некоторые особенности. Обычно Transmusicales — это большое международное предприятие. В прошлом году приезжали артисты из Бразилии, Аргентины, Сербии. Здесь этого не будет. Однако основной принцип остался прежним: в фестивале обычно принимают участие неизвестные музыканты, и это выступление дает им возможность яркого старта. Часто оказывается, что даже профильная французская пресса, специализирующаяся на актуальной музыке, слышит имена участников Transmusicales впервые.
Так уже было с Massive Attack, Бьорк, Kasabian и многими другими артистами.
Особенность московского фестиваля в том, что он задумывался в рамках Года Франции в России, и потому мне, как арт-директору, было особенно важно наиболее полно представить именно французскую сцену. Конечно, я везу и нескольких нефранцузских артистов, но лишь для того, чтобы посильнее накачать воздух правильным настроением. Я уверен, что здесь будет самое главное — атмосфера, дух, энергия, тот же посыл, что и у Transmusicales во Франции.
— Вы впервые в России? Что-нибудь слышали о фестивальном движении у нас?
— Можно сказать, что серьезно я первый раз, хотя в процессе подготовки уже несколько раз приезжал. Я слышал о фестивале «Афиши», хотя ни разу там не был. Пока искали площадку, я был на джазовом фестивале, в каких-то клубах. То есть что-то мне все же удалось посмотреть.
— И как вы можете оценить московскую клубную и фестивальную жизнь?
— Ну… Прежде всего, то, что я увидел в клубах, напомнило мне парижскую атмосферу. Здесь очень стильная публика, сориентированная на восприятие преимущественно электронной музыки. Что же до здешних артистов, то их я надеюсь увидеть непосредственно на фестивале. Я уже думаю о следующем фестивале и хочу посмотреть, кого бы я мог туда позвать из ваших музыкантов. Вообще, я полностью открыт к любому сотрудничеству. Все, что вы мне можете дать, — диски, ссылки, любые возможности послушать вашу музыку могут пригодиться мне при составлении программы следующих фестивалей. У меня уже бывали русские команды — Messer Chups, Young Drillz. Последние — это, кстати, вообще одна из лучших групп, что бывали у меня в последние годы.
— Состав участников Transmusicales в этом году и в несколько предыдущих явно кренится в сторону именно электроники. Хотя формально фестиваль не позиционируется как профильный. Почему так происходит? Вам кажется, что это направление музыки сейчас самое интересное, или это личные пристрастия?
— Конечно, лично для меня это важнейшее музыкальное направление — я еще в 90-х в рейвах участвовал. Но вообще в этом году, например, у меня было гораздо меньше электронной музыки, чем обычно: два года назад я был сильно разочарован диджеями, которые почти не отличались друг от друга, ставили одни и те же пластинки. В этом году я как раз вернулся к группам, но электроника, разумеется, привлекает мое особое внимание. Например, в этом году мне понравились коллективы, смешавшие традиционную колумбийскую музыку с электронными битами.
— Transmusicales имеет славу фестиваля, открывающего новые имена. Однако обычно в этой связи звучат имена из 90-х и 80-х — Primal Scream, Nirvana, Ленни Кравитц. Кого, как вам кажется, вы открыли в нулевых?
— Kasabian, Ting Tings, Ebony Bones…
— Вам не кажется, что это артисты, не сопоставимые по масштабам с теми, кого я перечислил?
— Да, вы абсолютно правы. Я очень много всего слушаю и понимаю, что приходится вслед за музыкантами снижать планку. Вы слышали оба альбома Vampire Weekend? Это же (складывает из больших и указательных пальцев два ноля). Судьба же действительно талантливых музыкантов остается туманной, неизвестно, удастся ли им раскрутиться. На них нет запроса.
— А на что есть, по-вашему?
— На хайп, интернет-сенсации, престижный лейбл, на слухи о том, кто с кем жил. Все это стало важнее музыки. Всегда надо увидеть группу на сцене, понять, есть ли душа в том, что делают музыканты.
— В том, что она есть в тех, кто будет выступать в Москве, вы уверены?
— Да-да, конечно! Все эти почти неизвестные группы я выбрал только потому, что они глубоко задевают меня лично, они мне страшно нравятся.
— Ну и последний вопрос. Традиционной публике Transmusicales вы бы посоветовали московский фестиваль?
— Конечно! Конечно! Когда я что-то делаю, я всегда делаю как для себя, чтобы я сам мог получить удовольствие. Со мной будет работать та же команда, что и обычно в Ренне. Я уверен, что в Москве все будет так же, как у нас во Франции.
Фестиваль Transmusicales пройдет на Винзаводе в Москве 29 и 30 мая.