Премию имени Ханса Кристиана Андерсена в этом году получил английский автор Дэвид Амонд (David Almond). В России издан и переведен его дебютный роман «Скеллиг» (Skellig), на родине книжка не только стала бестселлером, но также получила медаль Карнеги и была экранизирована на британском телевидении – одну из главных ролей в фильме сыграл Тим Рот. В книге этой, как объясняет жюри, поднимаются вопросы взаимоотношений детей и взрослых. Обо всём ли можно рассказать родителям или с чем-то можно и нужно справляться собственными силами, тем более что родители заняты по самые уши? Встретив волшебное существо, обычный мальчик, герой книги, должен спасти его сам, с помощью своей ровесницы-соседки.
Тем временем в Швеции были объявлены победители премии памяти Астрид Линдгрен, которая вручается за вклад в развитие детской и юношеской литературы. Награда досталась бельгийской писательнице и художнику-иллюстратору Китти Кроутер (Kitty Crowther). Её «Джек и Джим» (Jack and Jim) у нас пока неизвестен, зато популярен на Западе. Несмотря на то что книга просто повествует про двух птичек — птенцов черного дрозда и чайки — и их приключения, считается, что в ней раскрываются проблемы межрасовых взаимоотношений и даже тема толерантности к сексуальным меньшинствам. Последнее обстоятельство послужило причиной нападок на автора со стороны различных религиозных фундаменталистов. Всего Китти Кроутер написала и иллюстрировала около 30 детских книг.
И наконец, назван победитель III Всероссийского фестиваля литературного творчества детей и юношества «Волшебная строка-2010».
Им стал Артем Булгаков из Нижнего Новгорода. Конкурс проходил в Екатеринбурге с начала года. Несмотря на то что фестиваль проводился в России, лауреата никто не знает: он еще учится в школе.
Всех победителей объединяет как минимум одно – они мало известны или не известны массовому российскому читателю. Это не их беда, да и не беда вовсе. В мире тысячи писателей, миллионы поэтов и художников. Знать всех просто невозможно. Специалисты, скорее всего, возьмут себе на заметку новые фамилии из списка номинантов и будут внимательно следить за их судьбой. А победители поставят еще одну галочку в своём творческом дневнике.
Но у этих новостей есть еще одно общее свойство. Они о литературе, которая касается детей. О премиях, которые вручают за книги для детей, и о премиях, которые вручают детям за книги.
Литературных премий немало: перечисление существующих призов и наград обычно начинают с Нобелевской премии по литературе, а вот закончить список не дано никому. Существует и своеобразный круговорот премий в природе: какие-то отмирают, какие-то появляются. Детских литературных премий, разумеется, намного меньше, но и среди них есть гранды. Премия Андерсена вручается уже пятьдесят с лишним лет и считается неофициальной «Нобелевкой» детской литературы. С 1966 года ее получают не только детские писатели, но и детские иллюстраторы. А премия памяти Астрид Линдгрен, несмотря на свою короткую историю (она учреждена в 2002 году, после смерти создательницы «Карлсона, который живет на крыше»), считается одной из самых желанных среди тех, кто пишет для детей. Не в последнюю очередь потому, что эта премия одна из самых «денежных» среди литературных наград: победитель получает 5 миллионов шведских крон, то есть около полумиллиона евро.
Так что обе премии на верхушке рейтинга. И вдвойне обидно, что ни российские, ни советские писатели не получали их даже в урожайные на хорошую детскую литературу годы. Нет, творчество наших писателей отмечалось: дипломы и призы от андерсеновской премии получили Сергей Михалков, Агния Барто, Борис Заходер, Виктор Чижиков и многие другие. Но главный приз премии Андерсена мы получили только однажды, и то не в литературной, а в иллюстративной номинации. Этого добилась Татьяна Маврина, художник-иллюстратор детских книг, в далеком 1976 году.
В нашей стране тоже стараются поощрить тех, кто пишет для детей. Есть специализированная литературная премия «Заветная мечта» с очень неплохим премиальным фондом. Независимая литературная премия «Дебют» имеет отдельную номинацию для детской литературы. Собственную премию для детских книг завели фантасты: «Премия Алисы Селезневой» вручается, как легко догадаться, за лучшую фантастическую книгу для детей.
Вот только странная закономерность просматривается: как только у нас в стране появились специальные премии для детских писателей, с детской литературой стало что-то неладное твориться. Может, лучше как раньше — без медалей, но с Заходером, Носовым, Ковалем, Драгунским и прочими?