Семь молодых героев нашего времени — мажор, его до скрежета в зубах добропорядочная подружка, тусовщик-диджей в спортивном костюме (Петр Федоров, сыгравший Гая Гаала в «Обитаемом острове»), эмо (Агния Кузнецова), благородный строитель, хитрый подрядчик и тупая блондинка — оказываются ночью в недостроенном ночном клубе. Клуб носит многообещающее название «Фобос» и располагается в недрах бывшего бункера. Осторожно, двери закрываются: решив привычно вдохновиться белым порошком, диджей нечаянно нажимает на кнопку, которая приводит в действие секретный охранный механизм. Теперь персонажи заперты в бетонном склепе и вынуждены блуждать по пыльным подземельям —
как выяснится, застенкам КГБ, где приводились в исполнение страшные приговоры; портрет Сталина, скелеты и стена, испещренная пулями, прилагаются.
Отечественный фильм ужасов — жанр еще более бессмысленный и беспощадный, чем отечественная комедия. От последней, по крайней мере, давно знаешь, чего ждать, а вот в какой болезненный трэш выльется фантазия режиссера в случае с хоррором — не угадаешь. Наверняка можно быть уверенным только в одном: о чем бы ни шла речь — о злобной девочке-индиго или кровавом реалити-шоу в пионерлагере — сработает непреложный закон.
Очевидное несоответствие амбиций качеству выходного продукта плюс наивное старание стырить как можно больше из зарубежных хитов приводят к тому, что хорроры у нас получаются смешнее, чем комедии.
«Фобос» не исключение, причем режиссер Олег Асадулин даже не пытается побороть неизбежное, а мудро предпочитает на этом сыграть. С первых же минут фильм берет беззаботный смешливый тон, местами и вовсе скатывается в клоунаду: «Не трожь мой Adidas!» — восклицает в напряженный момент оскорбленный диджей.
К сожалению, удачной комедией «Фобос» не позволяет признать тот факт, что самая остроумная шутка картины перечеркивается финалом.
Весь фильм режиссер со сценаристом ведут к тому, что сознание современного человека искорежено просмотром ужастиков. Очутившись в темной комнате, мы тут же вопреки своей воле попадаем под влияние киношных штампов: за каждым углом нам чудится Фредди Крюгер, а острые предметы страшат ассоциациями с «Пилой». Но, кажется, сами испугавшись собственных выводов, создатели «Фобоса» пошли на попятную,
и в нынешнем виде мораль данной истории можно сформулировать разве что коротким, но емким «бабы — дуры».
Нетрудно предугадать возмущенную реакцию кинолюбов: в «Фобосе» заимствование сидит на заимствовании, герои изъясняются нечеловеческим телеграфным языком, на спецэффекты финансов не хватило, поэтому то, что происходит на экране, неизменно проигрывает зрительским ожиданиям. Зазывная надпись «мины» и крутящийся вентилятор не сулят ничего, кроме напряженной музыки, а страх приходится нагнетать с помощью ползущей по трубам черной плесени.
Тем временем общая схематичность «Фобоса» вполне объяснима, если осознать, к какому он относится жанру.
Выход картины предварял выпуск компьютерной игры — так вот, к ней фильм гораздо ближе, чем собственно к кино. Тут и знакомая по шутерам беготня по коридорам с открыванием потайных дверей, и даже околополитический антураж — и тот уходит корнями к Wolfenstein, в котором действие разворачивалось в интерьерах условного гестапо, увешанного изображениями Гитлера.
Но главная претензия к «Фобосу» — вовсе не качество, а, как это часто бывает с отечественными новинками, несоразмерная культурной значимости помпа. Что, в Голливуде разве не снимают второсортные фильмы? Конечно, снимают, просто там подобные картины не удостаиваются больших премьер и тихо выходят прямиком на DVD, где им самое место.