Представьте себе такой сюжет для кинофильма: инопланетяне похищают группу землян и переносят их на свою планету, чтобы лучше изучить их поведение. Выглядит нормально, особенно если сценаристам удастся достойно обосновать, зачем инопланетянам нужно было кого-то там похищать и изучать, а режиссер покажет красивую картинку на эту тему.
Может быть, даже получится блокбастер.
Но можно пойти и другим путем. Например, пусть инопланетяне будут сородичами Хищника, которого убил Арнольд Шварценеггер, а действие картины будет разворачиваться сразу же после событий фильма 1987 года.
И всё, никаких дополнительных объяснений не нужно.
Именно по такому пути пошел Роберт Родригес, на чьей студии снимается продолжение легендарного фильма под немудреным названием «Хищники». Режиссером продолжения легендарной картины выбран 36-летний Нимрод Антал. Заслуг у него не очень много. Последний фильм, который он поставил, «Инкассатор», при бюджете в $20 млн собрал в мировом прокате $18 млн. Правда, его «Контроль» (2003 г.) – фильм, снятый в Венгрии и на венгерском же языке, – был отмечен наградами на фестивалях в Канне и Чикаго.
Среди актеров — Эдриен Броуди, обладатель «Оскара» за лучшую мужскую роль 2003 года и многих других призов, Тофер Грейс, который не настолько титулован, но номинировался часто, и Лоуренс Фишберн, обладатель характерной внешности и солидного послужного списка.
Прошлая неделя вообще была богата на сообщения о том, что кто-то решил использовать узнаваемый бренд еще раз.
Например, заявлен приквел «Планеты обезьян». Фильм, который снимет режиссер Руперт Уайэтт, расскажет о том, как же всё-таки обезьяны стали господствующей расой, а люди оказались низведены до положения животных. Уайэтту предстоит потягаться с самим Тимом Бертоном, чей фильм по книге Пьера Буля, снятый в 2001 году, правда, каких-то фантастических результатов не показал.
Квентин Тарантино заявил в интервью, что до выхода на пенсию собирается снять «Убить Билла-3» и приквел к фильму «Бесславные ублюдки».
Этим летом ожидается выход третьей части саги о вампирах «Сумерки: Затмение» с Робертом Патиссоном.
Джеймс Кэмерон уже говорил, что собирается снимать продолжение «Аватара».
Ридли Скотт пишет сценарий приквела к своему фильму 1979 года «Чужой».
Делать сиквелы, приквелы и прочие вбоквелы – занятие отнюдь не новое.
Началось всё в очень стародавние времена и совсем не в кино. Первый, кто вспоминается, – Гомер. Намного позже Гомера Генри Хаггард описывал приключения Алана Квотермейна на протяжении 42 лет!
40 лет вёл дела адвокат Перри Мейсон. Примерно столько же выращивал орхидеи Ниро Вульф, но и после смерти своего создателя Рекса Стаута он продолжил раскрывать преступления в произведениях других писателей. Примеров множество, и имя им легион. Наибольшее распространение романы с продолжением получили в приключенческой литературе.
Но и киноиндустрия не могла пройти мимо несущей золотые яйца курицы.
Оставить кассовый фильм без сиквела стало прямо-таки моветоном в кинематографической среде.
Никого не удивляет двенадцатый фильм франшизы «Пятница, 13-е», третий «Спайдермен» или какое-нибудь «Очень страшное кино-4». Вот только шедеврами они так и не стали.
Впрочем, шедевров мало и среди оригинальных фильмов, а уж среди сиквелов их можно пересчитать по пальцам одной руки. По-настоящему превзойти оригинал смог, наверное, только «Терминатор-2». Очень неплохо продолжил свою серию про Индиану Джонса Стивен Спилберг. Пользуется неизменным успехом у зрителей сага о «Чужих».
Связано это с тем, что в сиквеле режиссеру гораздо проще доказывать зрителю, что ради его нового фильма имеет смысл подняться с дивана и отправиться в кинотеатр. И возникает искушение использовать раскрученных персонажей еще раз и еще, пока не выхолащивается сама идея.
Использование бренда хорошо проиллюстрировано во второй части сериала «Назад в будущее», где герой, перелетев на 30 лет вперед, видит рекламу очередного фильма под названием «Челюсти».
Забавно, но тут Роберт Земекис почти угадал.
В феврале 2010-го появились слухи, что киностудия Universal Pictures, воодушевленная успехом «Аватара», планирует сделать продолжение оригинальной картины Стивена Спилберга в формате 3D. Сама студия пока никак это не комментирует.
А пока что рисуется апокалипсическая картина будущего: 20 лет спустя в кинотеатрах идет всё тот же набор фильмов, который шёл в прошлом году, только с другими порядковыми номерами.