«Фотобиеннале» проходит в Москве раз в два года, попеременно с «Модой и стилем в фотографии». Нынешней весной ожидается привычный уже наплыв иностранных гостей и лавинообразная череда вернисажей на двух десятках различных площадок города, основной из которых следует считать Манеж. Для фестиваля заявлены три путеводные темы: «Vive la France!», «Ретроспективы» и «Перспективы». Впрочем, их можно просто принять к сведению и на концепциях особенно не зацикливаться. «Фотобиеннале» традиционно выглядит большим калейдоскопом, где кураторские намерения проглядывают лишь эпизодически.
В этом нетрудно убедиться на примере «первых ласточек», коими стали три выставки в ММСИ.
Каждый из сюжетов внутри себя вполне логичен и закончен, а в сумме они представляют собой нечто вроде дадаистского коллажа из разнородных элементов. И это только начало: дальнейшие комбинации фотобиеннальских выставок будут куда причудливее. В принципе проблема тут не столько для зрителей, которых эклектикой не запугаешь, сколько для пишущих журналистов. Складного повествования при такой подаче выставок не сочинишь, и все ассоциации между соседствующими проектами будут казаться высосанными из пальца. Так что не станем никому морочить голову конферансом и тупо взглянем на сюжеты по отдельности.
Выставка «Сладкие сны памяти» устроена несколько непривычным образом.
Здесь нет автономных экспонатов в рамочках, а имеются фризом расположенные стенды, смутно напоминающие о методах наглядной агитации. В каком-то смысле это она и есть: проект посвящен 40-летию международного фестиваля «Фотографические встречи в Арле». Формат «встреч» был придуман в конце 1960-х Люсьеном Клергом для того, чтобы фотографы разных стран могли почувствовать свою значимость в профессиональной среде – ну и слегка попиариться на публике. Слеты подобного рода с тех пор проходят ежегодно, со временем они набрали веса и пафоса, но устроители всячески стараются поддерживать на фестивале непринужденную атмосферу. Собственно, ей и посвящена выставка. Хроники насыщены архивными фотографиями, где участники встреч в Арле фигурируют исключительно в неофициальном контексте. Любознательный зритель обнаружит здесь Хельмута Ньютона, Робера Дуано, Анри Картье-Брессона, Роберта Мэпплторпа, Питера Линдберга и прочих светил мирового масштаба. Кураторы постарались сделать выставку максимально бодрой и зажигательной, правда она все равно оставляет по себе грустноватое впечатление, как всякий подробный отчет о чужом празднике жизни.
Неподалеку расположилась «Платиновая коллекция» Роберта Вано, уроженца Словакии, который перебрался в США незадолго до удушения «пражской весны».
Начав заокеанскую карьеру в качестве парикмахера и визажиста, молодой человек постепенно дослужился до статуса ассистента знаменитых фэшн-фотографов вроде Хорста П. Хорста и Марко Главиано. И уже четверть века он выступает сольно, работая для ведущих модных журналов. Московский показ ограничен рамками платиновой фотопечати, которая придает работам Вано намеренную ретровость. Идиллические пейзажи Франции, Чехии и Словакии перемежаются здесь с мужскими и женскими ню, а также с явственно постановочными и даже костюмированными портретами. Красиво и чересчур искусственно, впрочем многим именно такое сочетание качеств и импонирует в фотографии.
Автору же этих строк наиболее интересным из трех сюжетов показался ретроспективный обзор шведского объединения «Десять фотографов».
Кстати, этому независимому фотоагентству недавно стукнуло полвека. На заре своего существования группа исповедовала неангажированный профессионализм и во многом такому отношению к делу оставалась верна на протяжении десятилетий. Некоторые из представленных снимков были сделаны еще до появления агентства. Например, Руне Хасснер фотографировал на улицах изнасилованного Будапешта в 1956 году – эти кадры не могут не задевать и сегодня. А Георг Одднер приблизительно в то же время с упоением снимал бытовые сцены в советских республиках – в Азербайджане, Белоруссии, на Украине. «Десять фотографов» не были исключительно репортерами — среди их задач числилась и художественная фотография, но все-таки именно репортажные работы остаются их фирменным знаком.
Вероятно, этот обзор может кому-то показаться недостаточно обстоятельным, однако в нем хотя бы по абзацу уделено каждой из выставок. В дальнейшем, когда счет их пойдет сразу на десятки, подобной роскоши уже не будет. Но о самых значимых событиях «Фотобиеннале» постараемся рассказывать более или менее подробно.