В нынешнем году на «Оскаре» соревновалось два фильма. То есть, конечно, среди участников были и другие картины, некоторые из них даже получили призы, а в номинации «лучший фильм» боролось не пять, как обычно, а целых 10 лент («Аватар», «Бесславные ублюдки», «Вверх», «Серьезный человек», «Район № 9», «Сокровище», «Воспитание чувств», «Повелитель бури», «Мне бы в небо» и «Невидимая сторона»).
Но основная схватка происходила между картинами Джеймса Кэмерона «Аватар» и Кэтрин Бигелоу «Повелитель бури».
Обе присутствовали в 9 номинациях, а уж тот факт, что в анамнезе у режиссеров имеется неудавшийся брак, выводил интригу на внекинематографическую высоту.
Причем казалось, что недвусмысленные подсказки уже даны — неспроста «Золотой глобус», который принято считать в некотором роде репетицией «Оскара», два главных приза (за режиссуру и лучший фильм) отдал «Аватару». Словом, в триумфе Кэмерона мало кто сомневался — спор шел лишь о количестве победных номинаций.
Американская киноакадемия, меж тем, решила иначе и выдала шесть наград «Повелителю бури»: лучший сценарий, монтаж, звук и монтаж звука, а не успела Бигелоу уйти со сцены после получения премии за режиссуру, как пришлось возвращаться — чтобы забирать статуэтку за лучший фильм.
«Аватару» удалось победить лишь в категориях оператор, художник-постановщик и спецэффекты.
Если бы в Штатах отмечали 8 Марта, можно было бы заподозрить академиков в желании преподнести подарок дамам на Международный женский день. Ведь «Оскар» премия удивительно шовинистическая –
женщина еще ни разу не удостаивалась награды академии за режиссуру.
Да что там удостаивалась — за все время существования церемонии номинированы в этой категории, помимо Бигелоу, были лишь София Коппола, Джейн Кэмпион и Лина Вертмюллер. Так что, как сказала Барбара Стрейзанд, вручая статуэтку Кэтрин: «Время пришло». Ну а ежели искать объяснение менее феминистское, то Академия киноискусств, скорее всего, из двух фаворитов просто предпочла картину если не более актуальную (актуальные темы считываются из фантастического «Аватара» не менее успешно, чем из истории об американских саперах в Ираке), то более традиционную в плане средств выражения: обычное кино без тонн компьютерной графики и навороченного 3D.
Коли брать в расчет такую эфемерную материю, как мировая гармония, то решение оскаровского комитета нельзя не признать справедливым.
Все-таки фильм Кэмерона заработал уже больше $2,5 млрд, став самым кассовым фильмом и в американском, и международном прокате, зрители заходились в восторгах, в кино ходили семьями, причем по три раза. Путь «Повелителя бури» оказался не в пример сложнее: картина Бигелоу вышла в 2008 году небольшим количеством копий, собрала копейки и лишь благодаря активному пиару со стороны критиков была все-таки замечена.
Отметим, что гармония царит и в остальных номинациях.
Кристофер Вальц получил законную статуэтку за роль второго плана в «Бесславных ублюдках». «Сокровищу» (в русскоязычных публикациях к единому мнению еще не пришли и также называют фильм «Тужься» и «Драгоценная») выдали награду за лучший адаптированный сценарий и лучшую роль второго плана. И это понятно: не могла же академия обойти стороной картину о толстой гарлемской афроамериканке с трудной судьбой. Карма Сандры Баллок, накануне не побоявшейся лично явиться за антипремией «Золотая малина», была уравновешена «Оскаром» за «Невидимую сторону». Джеф Бриджес обошел Клуни, Ферта, Фримана и Реннера, и получил приз, может, и не за самую лучшую свою роль — кантри-музыканта в «Безумном сердце» — но по совокупности заслуг его «Оскар» выглядит более чем заслуженно.
Из неожиданного: статуэтку за лучший иностранный фильм дали не «Пророку» и даже не «Белой ленте», а аргентинской «Тайне в их глазах».
Что касается самой церемонии, то особенной яркостью она не отличалась.
Из программы выкинули Сашу Барона Коэна, который, по слухам, собирался изображать беременную от Кэмерона синюю на`ави. Ведущие нынешнего «Оскара» Стив Мартин и Алек Болдуин беззлобно шутили, надевая 3D-очки, чтобы разглядеть в зале режиссера «Аватара». Тем не менее уже подсчитано, что церемонию посмотрели 41,5 млн человек — не рекорд в рамках истории «Оскара», но учитывая, что в последнее время много говорили о потере интереса к премии, это хоть маленькое, но достижение. Ну вот, а мы боялись.