В эту пятницу в Амстердаме назвали лучшего фотографа мира и главный (де-факто) сюжет мировой политики. С тех пор как в Нидерландах в 1955 году объявили о создании под покровительством принца Королевства Нидерланды фонда World Press Photo, прошло уже более полувека и утекло много вод. Фонд с резиденцией в Амстердаме обзавелся филиалами во Франции, Великобритании и США, а одноименный конкурс стал главным ежегодным смотром фотографов планеты, своего рода «нобелевкой для фотографов».
И хотя организаторы неизменно заявляют о том, что их ключевыми принципами являются политическая независимость, уважение к труду фотожурналистов и неприятие любых форм цензуры, политики в конкурсе традиционно много.
По сути, если вывесить работы всех пятидесяти пяти победителей в одной галерее, по этой экспозиции вполне можно изучать историю второй половины ХХ – начала ХХI века.
В прошлом году весь мир был озадачен финансовым кризисом — и абсолютным победителем был признал черно-белый снимок американца Энтони Суо, запечатлевший полицейского, с оружием наизготовку осматривающего дом, из которого за долги выселили хозяев. В 2009 же году, если верить жюри, главным событием года стали волнения в Иране, случившиеся после президентских выборов 13 июня, которые, по мнению оппозиции, были грубо сфальсифицированы в пользу правящего кандидата – президента Ахмадинежада.
Соответственно и победителем оказался итальянский фотограф-фрилансер Пьетро Мастурцо.
На его снимке одна их протестующих жительниц Тегерана в сопровождении двух подруг что-то кричит с крыши дома. Этот снимок был показан в эфире телекомпании RAI и опубликован в журнале Loop. «Фотография показывает начало чего-то, начало большой истории. Она добавляет новости перспективу. Она трогает вас и визуально, и эмоционально. Мое сердце было отдано ей с первого взгляда», — такими словами объяснил решение жюри его глава Аупери Карабуда Эсер.
2 мая Пьетро Мастурцо получит в Амстердаме свой «Золотой глаз», традиционный денежный приз в 10 тысяч евро и презент от главного спонсора – камеру Canon EOS Digital SLR с прилагающимся набором линз.
Впрочем, в мае в Амстердаме объявится не только он, но и победители во всех многочисленных номинациях конкурса.
Жюри World Press Photo, напомним, помимо главного победителя выбирает еще и трех призеров в категориях «одиночные снимки» и «серии» в каждой из десяти номинаций – от сиюминутных новостей до вечной природы. Наиболее престижными, правда, считаются три «новостные» номинации.
В номинации «Новости с места событий» победил австралиец Адам Фергюсон с фото из неспокойного Кабула – два миротворца вытаскивают женщину с места взрыва, устроенного террористом-смертником. В «Общих новостях» лидировал шведский фотограф Кент Клич, снявший бомбежку в секторе Газа, а в номинации «Люди в новостях» — итальянец Микеле Борзони с фото из Кашмира.
Всего же будут награждены 63 фотографа из 23 стран мира.
Наших соотечественников, увы, среди призеров не оказалось.
Похвастаться могут разве что соседи-украинцы: фотокорреспондент Степан Рудик получил третье место в номинации «Спортивное фото» за серию снимков о послематчевых разборках фанатов. А ведь еще в прошлом году лауреатами стали сразу три российских фотографа — Алексей Бушов взял 3-е место в номинации «Природа», Александр Таран — 2-е место в номинации «Спорт», Юрий Козырев удостоился главного приза в категории «Портрет». Но в этом году нас похвалили за увеличение количества участников: российские профессионалы прислали на конкурс 156 фотографий против 130 в прошлом году. Может, лучше меньше, да лучше?
Так или иначе, надеемся, уже осенью москвичи смогут воочию ознакомиться со всеми победителями: выставка лауреатов World Press Photo пройдет в Амстердаме в апреле, а потом отправится в тур по городам 45 стран мира, который будет проходить три года подряд; в программу тура включена и российская столица.