Трудно представить, но одна из первых красавиц перестроечного кино Анна Самохина родилась в простой рабочей семье – отец и мать работали на заводе, и верхом их мечтаний о судьбе дочери были замужество за молодым офицером (чтобы квартиру сразу получить) и карьера преподавателя музыки в детском саду. В одном из интервью актриса как-то вспоминала свое детство в Череповце, жизнь в коммуналке, алкоголика отца…
«Много чего происходило... Была у нас соседка по квартире тетя Валя. Она жила с мужем и парализованной свекровью, мы с сестрой ее очень любили. Муж тети Вали сильно пил — впрочем, там все пили. Из-за неустроенности, бедности... Однажды она пришла домой и повесилась в ванной. Не знаю, что у нее случилось. Ее муж взломал дверь ванной, в квартире кроме него только моя сестра. И вот ей, девятилетней девочке, пришлось помогать ему, пока он перепиливал веревку. Я пришла из садика, когда тетю Валю уже сняли и положили на кровать. Такие вот у меня воспоминания о счастливом детстве».
В этих обстоятельствах ей с ранних лет приходилось быть самостоятельной.
Решение стать актрисой было принято почти спонтанно, не благодаря, а вопреки.
Едва закончив восемь классов школы, Анна Подгорная (девичья фамилия актрисы) отправилась в Ярославль поступать в актерское училище. Когда на вступительных экзаменах отборочная комиссия практически сразу остановила ее во время чтения стихов, она даже отказывалась смотреть в списки поступивших. Но, поддавшись уговорам подруг, с изумлением обнаружила там свою фамилию. В училище она познакомилась со своим будущим мужем Александром Самохиным и при замужестве взяла его фамилию, которая через несколько лет оказалась у всех на устах.
Впрочем, события, конечно, развивались не так стремительно. Закончив училище, молодожены уехали работать в Ростов, но уже через год актриса ушла в декрет и приготовилась поставить крест на дальнейшей карьере. Ее роли в театре мгновенно отдали другой актрисе, хотя на работу она вернулась, едва дочке исполнилось два месяца. И вот тут уже в жизнь Самохиной вмешался случай – в общежитии появился ассистент Георгия Юнгвальда-Хилькевича, искавший актрису на роль Мерседес в фильме «Узник замка Иф».
Эта экранизация «Графа Монте-Кристо» дала молодой актрисе путевку в большое кино, и роли посыпались как из рога изобилия.
В том же 1988 году она сыграла у Юрия Кары в главной перестроечной гангстерской драме «Воры в законе». Ее партнерами по фильму стали Валентин Гафт и Владимир Стеклов, а сама актриса закрепила за собой звание секс-символа нового русского кино.
Постепенно от ролей в костюмных «Доне Сезаре де Базане», «Царской охоте» и «Тартюфе» Самохина стала дрейфовать в сторону первого российского эротического трэша середины 90-х вроде «Страстей по Анжелике», «Колес любви» и «Брюнетки за 30 копеек». Очевидно, это не устраивало не только зрителей, но и Самохину. К середине 90-х актриса почти пропала с экранов, второй раз вышла замуж и открыла с новым мужем ресторанный бизнес.
Снова стала играть в театре и появляться на кино- и телеэкранах Анна Самохина стала только в новом веке, в нулевых годах.
Последними заметными картинами с участием актрисы стали авантюрный «Китайский сервиз» и сериал «Черный ворон».
В ноябре прошлого года Анна Самохина была госпитализирована с диагнозом рак желудка. По словам врачей, состояние актрисы все это время оставалось стабильно тяжелым. После первого сеанса химиотерапии у нее стала отказывать печень, и лечение было остановлено. Трагическое известие всколыхнуло и российские власти – 4 февраля министр культуры Александр Авдеев подписал указ о присвоении Анне Самохиной звания «Заслуженная артистка России».
В ночь на 8 февраля актриса скончалась в одном из петербургских хосписов.
Актерская судьба Анны Самохиной, к сожалению, типична для последнего поколения советских звезд – они очень быстро и ярко взлетели, но на взлете их и сбили годы безвременья отечественного кино. В одном из интервью на вопрос, в полной ли мере она реализовала себя как актриса, Самохина надолго задумалась, а потом ответила: «Я думаю, что на этот вопрос вам не сможет ответить ни один актер. Твоя главная роль может быть как позади, так и еще впереди. Наша судьба актерская, она настолько зависима от случая, фортуны…
Сказать, что я себя уже в полной мере реализовала?.. Не уверена.
Вернее, на сцене театра – да, я считаю, что уже сделала нечто серьезное – взять хотя бы роль в спектакле «Падшая жена инженера Мамбретти». Это просто мечта любой актрисы – сыграть подобное! А вот кино – здесь, я надеюсь, все впереди, нам же еще бабушек играть! (Смеясь.) А знаете, бабушкина судьба, в ней, как правило, так много интересного!»
Не случилось. Не довелось Анне Самохиной поиграть бабушек. Но символом времени она останется, наверное, навсегда. Какой все-таки ослепительной она была, когда шла в «Ворах в законе» по набережной! Как же ярко светило солнце тогда, в 1988-м, какими все были счастливыми, и как дальше все должно было быть красиво и правильно…
Похороны Анны Владленовны Самохиной пройдут в среду на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга.