Собрались как-то мужик, у которого очень болела спина, преступник, отбывающий срок, повар-цыган и алкоголичка и решили открыть на месте забегаловки ресторан высокой кухни. Смешно? Дальше будет еще смешнее. Мужик с больной спиной поковыляет грабить чужой офис. Баба из налоговой инспекции наестся десерта с афродизиаком. Повар пообещает сделать с супом страшное.
Самый привлекательный для зрителя тип комедий — комедии про неудачников, у которых в конце концов все получится.
«Душевная кухня» буйного немецкого турка Фатиха Акина — не просто про неудачников, а про самых расперенеудачных сверхнеудачников. У дубоватого Зиноса (Адам Буcдукос), грека, живущего в Гамбурге, куча проблем. Его девушка уезжает работать в Шанхай, его бизнес — гнусноватую забегаловку — хотят разорить, и, наконец, в борьбе с бытовыми трудностями Зинос сворачивает себе спину, так что остаток фильма либо ковыляет, либо стонет, либо орет от боли. Брат Зиноса (Мориц Бляйбтрой) отбывает срок, но ему позволено иногда выходить из тюрьмы погулять, если он найдет себе работу. Зинос на свою голову решает помочь брату. Зинос все делает на свою голову — нанимает нового повара, переименовывает ресторан, разрешает рок-музыкантам устраивать там репетиции. «Душевная кухня» — это, конечно, привет песне «Soul kitchen», но в первую очередь это такое место, где душа поет.
Поет она, правда, какую-то этническую попсу: буйный немецкий турок Фатих Акин сам признается, что в своем новом фильме попытался отдохнуть от серьезных тем.%
В интервью на Венецианском кинофестивале («Душевная кухня» получила там спецприз жюри) режиссер сказал, что хотел проверить себя — может ли он рассмешить публику?
Ну да, когда костоправ привязывает к больному веревки и садистически дергает — это смешно. Когда повар швыряет в стену нож — это тоже смешно. Вообще, смешно, когда люди бурно выражают свои эмоции. И если никто не смеялся на предыдущих фильмах Акина, то это лишь потому, что раньше он снимал про любовь и смерть, а теперь, на отдыхе, сделал кино про морковь и налоги.
«Душевная кухня» — это попкорн в меню дорогого ресторана: очень мило, трогательно и, мягко говоря, неожиданно.
Кулинарные метафоры хороши тем, что идеально подходят к чему угодно. «Компот» и «сложные щи» можно сказать об отношениях, фильмах, книгах, политических партиях, культурных тенденциях, бизнес-проектах. Фирменные сложные щи Фатиха Акина — мультикультурность, исступленное «одиночество вдвоем», громкая и всепобеждающая музыка — в «Душевной кухне» кипят исправно. Его фильм можно воспринимать как социокультурную метафору — герои «Кухни» совместными усилиями превращают забегаловку в неплохой ресторан, прогоняя любителей фаст-фуда. Можно плюхнуть в ту же тарелку этноисторию о многонациональном котле, в котором только и должна кипеть жизнь. Туда же — жирный романтический бульон. Здесь же спрятана и метафора о кинорежиссере, который имеет полное право поменять собственное меню и дождаться нового зрителя, а старый зритель пусть идет жрать полуфабрикаты в другое место. Все эти метафоры лежат на поверхности, и персонажи, хромая и веселясь, исправно их отыгрывают.
Фатих Акин своими фильмами не отражает жизнь, а подначивает ее.
Убийственный Юнель, актер из лучшего фильма Акина «Головой о стену», в «Душевной кухне» точит нож и дает мастер-класс по превращению фаст-фуда в высокую кухню. Акин, предлагая чистейший фаст-фуд, не скрывает, из чего он все это слепил, и наблюдает, как посетители едят и радуются.
Ничего не бойся, доверяй миру, и он будет доверять тебе. Ничего не бойся, учись отличать рыбные палочки от фуа-гра, и потом сможешь купить себе новую посудомоечную машину. Ничего не бойся, доверяй своему брату, и потом сможешь потерять свой бизнес. Ничего не бойся, делай то кино, которое хочешь, и потом сможешь сделать то кино, которое захочешь. Ничего не бойся.