Программа «Эйфория», которую собирает Андрей Плахов, — сезонное обострение любви к кино. Осенью, зимой и весной Плахов предлагает синефилам посмотреть хорошие арт-фильмы, участвовавшие в больших мировых фестивалях, до их выхода в широкий прокат.
Нынешняя «Зимняя эйфория» открылась режиссерским дебютом Гильермо Арриаги «Пылающая равнина». Арриага — сценарист Алехандро Гонсалеса Иньярриту, и по его дебюту можно увидеть, сколько Арриаги в «Вавилоне» и «Суке-любви» Иньярриту, и сколько невытравленного Иньярриту портит кровь разным режиссерам.
В том числе, как ни странно, манеру Иньярриту — назидательно показать тоскующих героев с высоты птичьего полета — перенял и Лукас Мудиссон, которого все любили совсем не за это. Его «Мамонта» критики сравнивают с «Вавилоном».
«Мамонт» — меланхолическая драма о том, как глобализация пожирает наших детей.
И о том, что у каждого своя работа, а страдают, опять же, дети. Врач-педиатр смотрит, как умирают дети. Филлипинские нянечки воспитают американских детей, специально уезжая от своих семей в Штаты, чтобы заработать денег. Тайские девушки за коктейль и скромную плату проводят с секс-туристами вечер. Американские разработчики видеоигр заключают многомиллионные сделки и могут себе позволить снять тайскую девушку в Бангкоке и нанять няню-филлипинку своей дочери, пока милейшая жена врачует чужих детей. Похоже, Мудиссону, который когда-то сопереживал своим заблудившимся героям, просто понравилось наблюдать за людскими страданиями. Кино для тех, кому нравится «Вавилон», Гаэль Гарсиа Берналь, нежные тела тайских девушек и кто давно не пылал ненавистью к процессу глобализации.
Отдохнуть и порадоваться жизни можно будет на «Душевной кухне» Фатиха Акина, которая, конечно, на самом деле «Soul Kitchen» (потому что музыка в этом фильме тоже важна).
Приглушенная мультикультурная комедия из жизни братьев-греков в Германии (одного из греков играет Мориц Бляйбтрой). Один брат держит ресторанчик, в котором кормит народ всякой дрянью, второй брат сидит в тюрьме, но может выходить на дневную работу. В фильме всего понемножку, как и должно быть в неплохой комедии: достаточно романтики, немножко криминала, громкая музыка и очаровательный повар, дающий мастер-класс по превращению рыбных фастфуд-палочек в изысканное французское блюдо.
Акин получил спецприз жюри недавнего Венецианского фестиваля, а еще один фильм «Эйфории», «Женщины без мужчин» нью-йоркской иранки Ширин Нешат, заработал на том же фестивале «Серебряного льва» за режиссуру. «Женщины без мужчин» — поэтическая аллегория, попытка осмыслить историю Ирана 50-х через судьбы четырех женщин. Нешат, видеохудожник и фотограф, объясняла, что главной проблемой для нее было перейти от условности видеоарта к рассказу о конкретных женских судьбах.
Фильм получился бесконечно красивым, порой даже слишком.
Исландская «Свадьба белой ночью» Балтазара Кормакура — холодная комедия о медленной нордической предсвадебной лихорадке. Говорят, идея основана на чеховском «Иванове». Этот фильм Исландия отправила на «Оскар», а кроме того, он получил чуть ли не все возможные исландские премии.
«Первая любовь» Маттео Гарроне, автора «Гоморры», была снята в 2005 году, и критики называют фильм «неофассбиндеровским». Жесткая история о зависимости, самоистязании и других вещах, которые можно перепутать с любовью: героиня морит себя голодом, чтобы приблизиться к тому, что ее возлюбленный считает идеалом.
А на закуску «Зимняя эйфория» покажет зверскую новогоднюю сказку Киры Муратовой «Мелодия для шарманки».