Самое неприятное – как охотно в последнее время фильмы про матерей и бабушек оборачиваются фильмами про Родину. Как будто все вдруг вспомнили, что Родина-мать зовет, и теперь ни один фильм, где есть женский образ, не обходится без социальной трактовки. Это, в общем, объяснимо: Родину хочется видеть сильной, а сильные мужские персонажи в последнее время постреливают в боевиках, раскрывают преступления в сериалах да лелеют личное безумие в артхаусе, так что на образ Родины никак не тянут. Сильными (хоть и на голову больными) в новом кино бывают в основном женщины.
В фильме Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом» родина-бабка обзывает, родина-мать зовет, и обе — не фигурально — тянут ребенка в разные стороны.
1983 год. Мальчик-второклассник живет с дедом и сумасшедшей бабкой-монстром, которая не дает внуку видеться с его родной матерью, изводит его придирками и требованиями, зовет «змеенышем» и «сволочью», не пускает в школу, потому что там зараза, и насильно кормит лекарствами от всех возможных болезней. В день рождения мальчик надеется увидеть мать, а та со своим новым мужем-алкоголиком сидит в столовке напротив родительского дома и ждет, когда ей разрешат поздравить сына. Если вообще разрешат.
Экранизировать хорошие книги тяжело, а такие популярные, как повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», — вообще самоубийство.
Каждый читатель обязательно ткнет пальцем: а вот это в книжке было не так!
При всем желании отвлечься от повести и рассматривать фильм как самостоятельное произведение, ничего не получается, хоть режиссер Сергей Снежкин и объявил в титрах, что это кино «по мотивам» повести. Сюжет переписан — ужат в полтора, что ли, дня. «Плинтус» был написан с точки зрения ребенка, и это была повесть об огромной, убийственной семейной любви – чувстве, в котором нет места логике и «нормальности». Снежкин меняет направление взгляда.
Атмосфера начала 80-х передана с сериальной тщательностью: все чайники, какие надо, а «рыночные яблоки» все равно из сегодняшних супермаркетов.
И сам фильм именно так и сделан: по общему ощущению – среднее советское кино, а отношение к героям все равно из сегодняшних супермаркетов.
Снежкинский сериал «Брежнев», при всех его достоинствах и недостатках, был построен в точности так, как конструируются статьи в глянцевых журналах: немолодой известный человек вспоминает эпизоды своей жизни.
Снежкин прочитал повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» как статью в глянцевом журнале, поэтому в его фильме не ребенок смотрит на бабушку и дедушку, а потребитель желтой прессы подглядывает за жизнью известных людей. Павел Санаев – внук Всеволода Санаева, сын Елены Санаевой и пасынок Ролана Быкова. Поэтому фильм не экранизация повести, а скорее байопик на тему «детство Павла Санаева». Мария Шукшина и Константин Воробьев со своими танцами в столовке намекают на погрустневших Лису Алису и Кота Базилио, а Алексей Петренко играет не просто дедушку, а большого советского актера.
Одна Светлана Крючкова заходится в истерическом припадке, не думая ни о каких прототипах, а просто камлает на тему тяжелой женской доли.
Эта бесконечная истерика мучительна и становится все мучительнее с каждой минутой. В своих интервью актриса объясняла, что более спокойные сцены, в которых видна нежность и любовь бабушки к близким, в фильм почему-то не вошли.
А истерика быстро приедается. Весь фильм – сплошное состояние аффекта, так что название «Похороните меня за плинтусом» воспринимается как мольба ребенка избавить его от этого кошмара и дать хоть немного отдохнуть, пока взрослые орут, хитрят и трут яблочки. В книге, кстати, было иначе: мальчик просил маму похоронить его за плинтусом, объясняя «я хочу всегда тебя видеть».
Павлу Санаеву фильм не понравился. А его почитатели жалеют, что Санаев сам не экранизировал свою песнь о разрушительной любви. Все-таки он теперь режиссер, мог бы сделать из этой повести какую-нибудь детскую стрелялку. Возможно, это больше соответствовало бы духу книжки.