Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Хрен его знает, нужен Бэтмен»

Хроники кинофестиваля «Восток&Запад»

Хроники кинофестиваля «Восток&Запад»: старая шуба Ангелопулоса, вымытая девочка-гот, мадьярский мюзикл, политический и насыщенный, Бэтмен стал Неуловимым Джо, а Шрек хрупким.

На фестивале «Восток&Запад» показали «Пыль времени» Тео Ангелопулоса – единственного классика в конкурсе, но какое же скучное кино! Даже не скука, а какая-то ностальгическая тоска, эпическое занудство с пробежкой по Второй мировой, по Сибири, по гражданской войне в Греции и другим достопримечательностям ХХ века. Греческий классик заставляет хороших актеров Мишеля Пикколи, Уиллема Дефо, Ирен Жакоб бестолково толкаться в кадре, изображая то любовь, то смятение, то старческую немощь. Берлинский ангел Бруно Ганц пляшет еврейские танцы в метро, Ирен Жакоб в возрастном гриме идет сквозь туман, Мишель Пикколи страдальчески смотрит, как на город падает снег – на мертвых и живых, как мы помним еще из Джойса и Джона Хьюстона.

Это более или менее автобиографическое полотно, ветшающее на глазах, и название «Пыль времени» подходит фильму как нельзя более:

при выстроенности и глубокомысленности каждого кадра есть ощущение, что смотришь на пыльную шубу, траченную молью великих вопросов. К концу фильма суета пожилых героев выглядит трогательно и грустно: они не понимают, что им делать в кадре, так же как и в наступающем новом веке.

Из очень хорошего: финская молодежная шекспировская романтика «Восемь дней до премьеры» Пертту Леппя. Здесь противостояние Востока и Запада, заявленное в названии фестиваля, похоже, выразилось в ссоре двух равно уважаемых семей в Вероне, где встречают нас событья. Героиня – суфлерша в финском театре, и за восемь дней до премьеры «Ромео и Джульетты» ей предлагают сыграть Джульетту. Предыдущая Джульетта повредила ногу, но собирается сделать все, чтобы расстроить премьеру. Понятно, что новая Джульетта влюбляется в Ромео, а он в нее, понятно, что у нее страх перед сценой, не давший ей когда-то закончить театральное училище, и понятно, что пьесу она знает наизусть. Да и финал, честно говоря, очевиден. Но, во-первых, снято это все с наивным восхитительным драйвом. А во-вторых, посреди фильма вдруг появляются призраки Роза и Гила: они прилагаются к дивану, купленному на распродаже. Оторваться от дивана они не могут, способны только исчезать, появляться и смотреть телеканал «Магазин на диване». В конце фильма они подружатся с местными готами и не вставая сыграют для них пьесу Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».

Пока что лучший фильм фестиваля – ни на что не претендующий и милый, как вымытая дочиста девочка-гот.

Остальные конкурсные фильмы довольно скучны, даже «Сделано в Венгрии» — мюзикл, по определению самого режиссера Гергея Фоньо, о коммунизме и рок-н-ролле, то есть сумбурный и более буйный вариант «Стиляг». Поют много, танцуют еще больше, слегка воруют и раздеваются, но совершенно непонятно зачем. С другой стороны, глупо хотеть от мюзикла чего-то, кроме песен и танцев. Оренбургская молодежь вопила от радости.

Главным гостем фестиваля стал Сергей Соловьев: тут показывают его «Анну Каренину», «АССА-2» и «Нежный возраст» и собираются вручить Золотого сарматского льва за вклад в кинематограф.

Соловьев пришел на «круглый стол» «Нужен ли нам Бэтмен?», где должны были обсуждать героя нового российского кино. Ведущий «круглого стола» Кирилл Разлогов немедленно предложил переименовать мероприятие в «круглый стол» «Нужен ли нам Соловьев?», признав, правда, что ответ очевиден. Соловьев нам, разумеется, нужен, и гораздо больше, чем Бэтмен.

«Круглый стол» и сам был рад переименоваться. Соловьев как следует потоптался на Бэтмене, начав свою речь примерно так:

«Хрен его знает, нужен Бэтмен, не нужен Бэтмен. Мне – нет».

Быстро выяснилось, что присутствующим тоже не особенно. О том, что речь шла о киногерое, вспомнила только президент фестиваля Татьяна Воронецкая, и то в самом конце обсуждения. А так почему-то все решили, что «бэтмен» — слово ругательное и расшифровывается примерно как «бессмысленное зрелище, необходимое только для зарабатывания бабла». Поэтому говорили в основном о бабле и смысле.

«Я, например, очень уважительно отношусь к экономическим показателям фильма «Любовь-морковь», — сказал Сергей Соловьев, — но меня абсолютно не интересует перспектива на старости лет превратиться в создателя «Любви-моркови-6». Как сшибить деньгу, я в принципе знаю и давно знал. Но я этим не очень интересуюсь». Что же касается сборов, которыми сегодня измеряется успех фильма, Соловьев предложил прекрасный способ отъема у зрителей денег:

«Можно и по голове бить тяжелым предметом и собирать деньги. Способы отобрать деньги есть.

Просто это разговор о другом». Не о кино.

О кино тоже говорили. «Русский кинематограф, — сказал Соловьев, – один из самых великих в мире. Вот фильм «Дикий, дикий пляж» Расторгуева – это великая картина огромного режиссера. Как Фолкнер, она образовывает самосознание мира. И кому он здесь нужен?» Он признал, что восхищается новым поколением режиссеров, которые выросли, несмотря на воспитание. «Им все время говорили: стань сволочью – и будешь молодец, считай бабки – и будешь молодец. А они ничего не продавали и отстояли достоинство и честь русского кинематографа.

Это великое поколение».

Он немного рассказал о своем новом фильме «Одноклассники» и много – про свой старый фильм «АССА». Что касается прокатной политики, тут Соловьев вспоминал прошлое, призывал к государственной воле и приводил в пример опыт китайских товарищей. В Китае, объяснил он, в прокате идет пятнадцать иностранных картин, а все остальные можно взять только на видео. «Если спросить меня: «Что же делать?» — я могу сказать четко: вернуть советскую власть. В щадящих формах. Ее нужно было разумно отредактировать, а не уничтожить».

Все это подытожил пришедший на обсуждение Сергей Бугаев-Африка: «Помимо политики и кино существует еще и поэтика», — сказал он, после чего долго осуществлял гон своего велосипеда по геополитическим процессам, порабощению современного человека, падению башен-близнецов и другим творческим актам. И сделал из всего этого вывод, что Соловьев занимается поэтикой и человеческой душой, в отличие от тех, кто занимается бизнесом.

В общем, превратил режиссера в своеобразного местного Бэтмена, который за все хорошее против всего плохого.

А у оренбургского музея восковых фигур все равно стоит не восковой Емельян Пугачев, Муса Джалиль или Анна Каренина, а грузный, с животиком, Шрек. И внизу написано: «Осторожно, хрупкий».

Новости и материалы
Названы лучшие методы лечения СДВГ у взрослых
Путин рассказал о темпах строительства автодорог в России
Путин сообщил, что в Татарстане ликвидируют разрушения после атаки БПЛА
Найдены клетки мозга, регулирующую тягу к соленой пище
Российский депутат раскритиковал мошенников, которые заставляют россиян устраивать поджоги
Американец потерял $450 000 из-за звонка из «службы поддержки» Google
Минобороны раскрыло потери ВСУ на Курском направлении
Маск призвал проверить чиновников в США на когнитивные способности
Хабенский заявил, что не верящим в Деда Мороза артистам можно уходить из профессии
Автомобильный регистратор снял, как в Минводах взорвался магазин пиротехники
Жена Карпина рассказала, как они планируют отмечать Новый год
Путин заявил, что Россия всегда будет справедливо отвечать на любую эскалацию
Песков объяснил, почему на прямой линии он часто призывал журналистов к порядку
Эвакуированные из Суджи рассказали, что к жителям ежедневно привозили иностранных журналистов
Стоматолог знакомился с женщинами в сети, накачивал наркотиками и насиловал
SIM-карты обвинили во вреде экологии
Ляйсан Утяшева выложила видео в платье с прозрачной юбкой
В бундестаге допустили визит Шольца в Москву
Все новости