Вы, конечно, будете смеяться, но в Норвегии опять украли Мунка.
Как сообщает агентство Ассошиэйтед Пресс, в ночь на 13 ноября из галереи в Осло была украдена литография Эдварда Мунка «История» (Historien, 1914–1916). Как сообщила представитель полиции Бритт Берве (Britt Boerve), неизвестные злоумышленники разбили окно в помещении галереи Nyborgs Kunst, торгующей произведениями искусства, и умыкнули раскрашенную вручную литографию самого известного норвежского художника. Владелец галереи Паскаль Нюборг (Pascal Nyborg) не сомневается, что ограбление было спланировано заранее, преступники действовали профессионально, точно знали, что им нужно, и не взяли ничего, кроме Мунка – все остальные картины на месте.
Он также добавил, что картина была выставлена в галерее на продажу семьей, владевшей литографией долгие годы.
Стоимость похищенной «Истории» оценивается приблизительно в два миллиона норвежских крон, или около четырехсот тысяч долларов.
Достижения полиции пока исчерпываются обнаружением автомобиля, на котором была совершена кража: они нашли белый Citroen Berlingo, но ни картины, ни похитителей, как и следовало ожидать, в автомобиле не оказалось. Кроме того, полиция утверждает, что у нее уже есть описание внешности одного похитителя.
Сегодняшнее происшествие, несомненно, опять возродит к жизни старую шутку о том, что воровать Мунка у норвежцев становится каким-то национальным промыслом, чем-то вроде ловли трески.
В самом деле, только за последнее время Мунка в Норвегии крали трижды – в 1994, 2004 и 2005 годах. Причем два раза из трех воровали главную картину главного норвежского художника — «Крик».
Первый раз самое знаменитое полотно Мунка уперли в 1994 году из Норвежской национальной галереи. Тогда, во время зимних Олимпийских игр в Лиллехаммере, на то чтобы проникнуть в зал, украсть полотно и скрыться, у злоумышленников ушло всего 50 секунд. Похитители потребовали от властей за возвращение полотна $1 миллион, но поняв, что денег не получат, просто бросили полотно в гостинице, в 65 км от столицы страны. Позже полиция арестовала трех грабителей.
Ровно через десять лет «Крик» вновь украли, но уже, правда, другой «Крик» – из Музея Эдварда Мунка в Осло (всего Мунк написал 4 варианта картины, включая черно-белую литографию).
Все произошло даже не как в дешевом кино, а как в веселой комедии вроде «Полиция, полиция, картофельное пюре». Банда налетчиков просто вошла в музей среди бела дня, потрясая пистолетами. Женщина-охранник послушно легла на пол, перепуганные посетители музея шарахнулись по сторонам, после чего бандиты сорвали полотна со стены, вскочили в автомобиль и исчезли. По словам очевидцев, полиция прибыла только через четверть часа, хотя ближайший полицейский участок находится в полумиле от музея.
Вскоре смеялся весь мир.
Как выяснилось, бесценный шедевр, который является столь же каноническим образцом современного искусства, как «Подсолнухи» ван Гога или «Черный квадрат» Малевича, охранялся хуже, чем «картина маслом» в сельском доме культуры. Системы охраны в Музее Мунка практически не существовало, мировые шедевры висели чуть ли не на гвоздях, вбитых в стены. Не было никаких электронных средств защиты экспонатов, ни сигнализации, ни даже элементарной тревожной кнопки.
Кроме того, бесценные картины даже не были застрахованы: как заявил директор столичной страховой компании «Осло форсикринг» Йон Эйос, для коммуны Осло, которая является владельцем этих произведений, «страхование шедевров очень дорого», поэтому полотна были застрахованы только от пожара и наводнения. То, что норвежское национальное достояние охранялось в стране очень плохо, признала и министр культуры Сварстад Хаугланн.
Это подтвердилось очень скоро: буквально через несколько месяцев, в марте 2005 года, произошла третья кража Мунка.
Из отеля «Рефне Годс» (Refsnes Gods Hotel), расположенного возле города Мосс, в 50 километрах от Осло, были похищены еще три картины Мунка: акварель «Голубое платье» и две литографии – автопортрет художника и портрет шведского драматурга Августа Стриндберга. Эти, правда, удалось найти по горячим следам.
А вот с украденными в 2004-м «Криком» и «Мадонной» дела обстояли не так благополучно.
Рамы от картин были найдены в мусорных баках рядом с галереей, а угнанный злоумышленниками черный «Ауди» – в нескольких километрах от нее. Но этим трофеи полиции и ограничивались. Время шло, а о «Крике» с «Мадонной» не было ни слуху ни духу.
Не помогло и вознаграждение в 413 тыс. долларов, обещанное за помощь в обнаружении полотен.
В апреле 2005-го норвежская газета Dagbladet сообщила, что картины, скорее всего, никто больше не увидит: источники в криминальном мире сообщили, что картины уничтожены.
В конце февраля 2006 года в Осло начался судебный процесс по делу обвиняемых, которым предъявлены обвинения в краже картин Эдварда Мунка. Трое преступников приговорены судом в городе Осло к тюремному заключению от 4 до 8 лет. Кроме того, двое из них должны выплатить в качестве возмещения ущерба $122 млн.
Подсудимый, который, как считают следователи, находился за рулем машины, получил восемь лет лишения свободы. Мужчина, организовавший всю операцию, получил 7 лет тюрьмы. Еще один человек за помощь грабителям приговорен к четырем годам тюремного заключения.
Непосредственные исполнители похищения так до сих пор и не найдены. Зато были найдены картины – в конце августа 2006 года.
Как – неизвестно: подробности операции полицией не разглашались. Заявлено было лишь, что за картины не было уплачено никакого выкупа и никто из осведомителей не получил вознаграждения. Норвежская полиция тогда просто светилась от счастья.
Оно и немудрено. Теперь на попреки в частом воровстве картин Мунка норвежцы могут с чистой совестью отвечать: «Зато мы их всегда возвращаем». Интересно, как скоро теперь найдут «Историю»? В принципе понять норвежцев можно: одни воруют картины, другие их находят — какое-никакое, а все развлечение в довольно скучной, в общем-то, стране.