Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Последний ожог Аксенова

Последний роман Василия Аксенова

«Таинственная страсть» — последний роман Василия Аксенова о шестидесятниках, в котором известных поэтов называют чужими именами, оттепель представлена как история распада одной теплой компании, эпох и поколений нет, а время, как и жизнь – личное дело каждого.

Опережая вопросы, Василий Павлович сам все объяснил в авторском предисловии. Подобно Валентину Катаеву, в своем документальном романе он отгородился от мемуарного жанра. Создавал не клоны и копии реальных людей, а их художественные воплощения. Вот и переиначил всю гвардию шестидесятников именами новыми, но созвучными.

Прием, использованный мэтром в собственной прозе 80-х, когда-то объединял автора и читателя в преодолении запретного, например воротилы Союза писателей в «Скажи изюм» были выведены под именами Фарков и Фисаев. Читали. Узнавали Маркова и Исаева. Смеялись, шли дальше.

В «Таинственной страсти» та же игра в узнавание разделяет — автора с читателем, персонаж с прототипом.

Потому что Аксенову она была необходима для создания художественных образов. А читателю от этого только лишняя головная боль. Образы образами, но ведь без своих прототипов герои эти бледны и несущественны. Вот и приходится продираться через всех этих Кукушей Октав, Владов Вертикаловых, Янов Тушинских, Андреотисов, Нэлл Аххо к Высоцкому, Окуджаве, Евтушенко… Процесс, надо сказать, утомительный. А тут еще издатель щедро снабдил книгу снимками. И едва начинаешь верить, что Кукуш Октава или Нэлла Аххо сами по себе художественная правда, открываются фото того и другой в виде Окуджавы и Ахмадулиной.

О себе Аксенов повествует в третьем лице. Называется – Ваксон.

Коктебельские пляжи 1968 года – центр романа и его времени. Вся компания Кукушей, Нэлл, Андриотисов и прочих пьет тут «Бело мяцне» из трехлитровых банок, спит друг с другом, читает стихи и поет. И поодиночке, парами и группами совершают с этих пляжей, где все они пока близки и понимают друг друга, виртуальные набеги то в Манеж под разгром к Хрущеву, то в Свердловский зал на встречу писателей с членами Политбюро, то в семидесятые и начало еврейской эмиграции. То в Нью-Йорк, то в Париж, то во времена создания «Метрополя».

Персонажи и прототипы в постоянной борьбе.

Иногда прототип одерживает победу, и за маской Яна Тушинского отчетливо проступают черты Евгения Евтушенко, ловкого и беспринципного фрондера, не вылезающего из заграниц и способного запросто бросить всю компанию, ввязавшуюся в драку с какими-то грузинами на улице Горького. Влад же Вертикалов так весь роман и не становится Высоцким. Даже на собственных похоронах. А в сцене всеобщего Коктебельского пиршества, отчетливо напоминающей вокзальное застолье из «Как жаль, что вас с нами не было», Евтушенки и Рождественские вообще линяют куда-то, и перед нами загуливает самая обычная интеллигентская компания с вычурными кличками без выраженных временных и эпохальных черт. Делают они все то же, что делали подобные компании на пляжах от Евпатории до Гагр с 60-х по начало 90-х – пьют, любятся, читают стихи, поют песни Окуджавы и Высоцкого.

Шестидесятники растекаются во времени и пространстве почти на сорок лет и до полной неопределенности.

Чему в немалой степени способствует куда-то исчезнувший из романа образ и чувство Великого Послесталинского Страха, без которого само существование шестидесятников теряет достоверность и смысл.

Неизвестно, почему это произошло, и как его можно было потерять — время ли тому виной, поменявшее старые страхи на новые. Но много раз описанное в литературе самим Василием Павловичем (и оттого при многочисленных повторах выдохшееся), чувство Страха либо совсем не возникает при чтении романа, либо настолько слабо, что многие поступки героев становятся абсолютно необъяснимы. И когда Хрущев обрушивается с трибуны на Антона Андреотиса (Андрея Вознесенского) — и тот немеет, бледнеет и спасается в панике только чтением собственный стихов, и потом бежит отсиживаться к физикам в Дубну – в отсутствие и тени Великого Страха, поведение и состояние героя вызывает некоторое недоумение.

Нет Страха. Не с чем бороться в себе.

Не для чего браться за руки друзьям в противостоянии тени безумного султана. Дружба как оплот шестидесятничества оказывается вовсе не такой уж необходимой, надежной и твердокаменной. И хотя Ваксон-Аксенов не раз вздохнет о том коктебельном братстве лета 68-ого, которое с годами было многими разменяно и потеряно ради карьеры и успеха, само существование этого братства в шестидесятые кажется уже каким-то сомнительным.

Верность и непредательство из мощного этического мифа распадается на отдельные и вовсе не такие надежные дружбы, приязни и непонимания.

Шестидесятники у Аксенова иногда помогают и поддерживают друг друга. Иногда молча отходят в сторону, сдавая своих. Одни из них решаются на отчаянные шаги. Другие вовремя останавливаются. Нет ничего обобщенного и раз и навсегда заданного. Нет разоблачения известных всем и не раз уже разоблаченных или оставшихся с безукоризненной репутацией.

И новые, хоть и крикливые имена, кажется, даны шестидесятникам не столько для создания художественной реальности, сколько чтобы уйти от забронзовевших образов и показать, какими они были обычными в общем-то людьми.

Кто посильнее, кто послабее. Кто и вовсе никуда не годен. И вне всякого творчества, которое, несмотря на обилие стихотворных цитат, у героев последней книги Аксенова как-то по большей части никак не проявляется.

И все же, если перебрать то, что написано героями романа о том времени и о самих себе — эгоцентрическая ли лирика в прозе Нэллы Аххо, записки вокруг себя и своих стихов Антона Андреотиса, сборник ли собственной гражданской публицистики под заголовком «Шестидесантник» Яна Тушинского, роман Ваксона, кажется, к тем годам, людям и той жизни будет куда как ближе.

Если, конечно, не считать автобиографической прозы Булата Шалвовича, в которой тоже как нарочно вместо известного и любимого барда-шестидесятника действует, хоть и вполне узнаваемый, но все-таки даже несозвучный с ним по имени Отар Отарыч.

Василий Аксенов. Таинственная страсть (роман о шестидесятниках). М., «Семь дней», 2009.

Новости и материалы
Тиньков остался должен российскому суду миллионы рублей
В Пентагоне допустили прямое вовлечение третьих стран в конфликт на Украине
Экс-депутат из Нидерландов заявил, что ЕС не компенсирует помощь Украине при победе Трампа
Небензя заявил, что США пытаются убедить мир в недопустимости оказания помощи России
В Таиланде подтвердили решимость королевства стать членом БРИКС
Стало известно, на какие занятия детей россияне тратят деньги
На Камчатке смогли остановить птичий грипп на птицефабрике
В России начали разработку национального калькулятора биологического возраста
Эксперты подсчитали, на что россияне тратят больше всего денег
Су-34 уничтожил опорный пункт противника
В промышленном центре Сибири ввели туристический налог
Врач назвала сжигающий жир овощ
Starbucks решила отказаться от платы за популярную добавку
Нейросети придумали оригинальный метод изучения языков
Врач назвала самые полезные гарниры
Россиян предупредили о подорожании блюд для новогоднего стола
Основатель TikTok стал самым богатым человеком Китая
В России будут по-новому компенсировать льготникам расходы на ЖКУ
Все новости