Зед и Ох, самые непопулярные самцы в доисторическом поселении, безуспешно сохнут по соплеменницам, которые остроумию героев (весьма, к тому же, сомнительному) предпочитают грубую демонстрацию мышц. Неудачи преследуют приятелей до тех пор, пока в силу череды идиотских обстоятельств, включающих поедание запретных плодов с райского дерева, община не оказывается в небезызвестном городе Содом в качестве рабов. Тут Зед с Охом получают шанс разгуляться и показать себя во всей красе: растереть маслом волосатого жреца, поговорить с богами, поучаствовать в оргии.
Анальная тема, естественно, не будет забыта.
Увидев в контексте выхода новой голливудской комедии про древние времена постер с двумя раздолбаями в звериных шкурах, у вас есть полное право не испытать ничего, кроме приступа здорового скептицизма. В конце концов, у каждого своя напасть: у нас — кавээновский кинематограф, а в Штатах — клуб выпускников «Очень страшного кино», многочисленные сценаристы которого регулярно выдают порции дешевых пародийно-комедийных кошмаров, над которыми уже давно никто не смеется. И хотя, судя по сюжету и общему колориту, в случае с «Началом времен» имеет место пугающе схожий почерк, не спешите делать скороспелые выводы. «Очень страшное кино» тут вообще ни при чем,
а команда у фильма подобралась такая, что одно перечисление имен способно вызвать прилив энтузиазма.
Во-первых, «Начало времен» — продюсерский проект Джада Апатоу, гуру, может, и не интеллектуальной, но далеко не глупой комедии. В главной роли снялся симпатичный и еще не успевший подгадить себе репутацию участием в кинохламе толстяк Джек Блэк («Перемотка», «Солдаты неудачи», «Кунг-фу панда»), подыгрывает Блэку не менее симпатичный Майкл Сера из «Джуно» и «Суперперцев», а в эпизодах мелькают разные хорошие люди — от Пола Рада до Оливии «Тринадцатой» Уайлд. Ну и главное: о режиссере фильма даже при желании ничего плохого не скажешь, потому что Гарольд Реймис — сценарист «Охотников за привидениями» и автор «Дня сурка».
Впрочем, следует сразу оговориться: «Начало времен» отнюдь не «День сурка».
То есть вовсе не умная трогательная история, готовая войти во всяческие анналы и разойтись на цитаты, а этакая отвязная комедия-однодневка из серии посмотрел-поржал-забыл. Более того — ничего великого, судя по всему, никто и не задумывал. Но это не повод для разочарования — наоборот, самое время вздохнуть с облегчением, ведь доисторическая тема имеет склонность обращаться на киноэкране в треш, а потому, как правило, чем серьезнее корчишь мину, тем глупее выглядишь. Будь то старое фэнтези «Миллион лет до нашей эры» c Ракель Уэлч или эпический «10 тысяч лет B. C.».
Толстому слою грима и спецэффектов не скрыть не только комические исторические ляпы — и ладно бы с ними — но сам образ мысли современного западного человека. В пещерных декорациях наш романтизм и представления о прекрасном и правильном выглядят настолько гротескно, что в выигрыше обычно оказывается тот, кто понимает, утрирует и использует этот изъян, как, например, Алена Шаба, у которого в комедии «RRRrrrr!!!» племена бились за формулу шампуня.
Вот и в «Начале времен» главенствует временная условность:
язык, диалоги, стиль общения — нарочито современные, а луки, копья, стрелы и шкуры используются как небрежный антураж для веселого балагана, беззаботным козлом скачущего от вопросов копрофилии к демократии, на ходу хихикающего над ветхозаветными легендами.
В картине Реймиса рядом с дикарями обитают библейские персонажи, Каин молотит булыжником Авеля, Авраам, плотоядно улыбаясь, рвется резать присутствующим крайнюю плоть. Наверное, Ватикану следовало бы озвучить официальную позицию, а христианским религиозным организациям призывать к бойкоту фильма, если бы только не блаженная непосредственность этого цирка. Обижаться на него так же глупо, как на детскую шалость, а логичным продолжением картины, пожалуй, стал бы сиквел, в котором герои Блэка и Сера устраивались «на работу» апостолами.