Иван Владимирович Дыховичный родился в 1947 году в Москве в семье драматурга Владимира Дыховичного. Он вспоминал, что именно гости от Пастернака до Соловьева-Седого заложили в него принципы и ценности, которым он следовал всю жизнь. В пятнадцать лет пришла беда – умер отец, и пришлось кормить себя самому. Первые деньги он зарабатывал разгрузкой вагонов. Потом была учеба в Щукинском училище, дружба с Александром Кайдановским и первое место работы – Ленинградский государственный театр миниатюр. Однако работа в театре не сделала жизнь легче – почти вся зарплата молодого актера Дыховичного уходила на оплату номера в гостинице.
Все изменилось в 1970 году, когда он откликнулся на предложение Юрия Любимова и перешел работать в молодой Театр на Таганке.
В труппе на момент его прихода было всего человек тридцать, но новый театр быстро становился популярным, и роли Керенского в «Десяти днях, которые потрясли мир» и Коровьева в «Мастере и Маргарите» принесли Ивану Владимировичу первую славу. Кроме того, благодаря дружбе с Владимиром Высоцким Дыховичный стал ездить с ним по стране с совместными концертами. После первого из них, когда не помнивший себя актер ушел за кулисы, спев несколько романсов на стихи Дениса Давыдова, Высоцкий сказал, что после такого в жизни ему больше нечего бояться. В конце семидесятых Дыховичный, будучи ведущим актером труппы, оставил театр и поступил на Высшие режиссерские курсы в мастерскую Андрея Тарковского.
Режиссерская карьера Ивана Владимировича началась в 1988 году фильмом «Черный монах» — одной из лучших отечественных экранизаций Чехова.
Фильм попал в программу Венецианского кинофестиваля, режиссер получил приз за лучший дебют, но картина так и не вышла в перестроечный советский кинопрокат, а зрители впервые увидели его только на телеэкранах. Такая или похожая судьба ждала и последующие его картины, и потому слово «карьера» в данном случае несколько неверно. Как неправильно было бы сказать, что режиссера Дыховичного не знают или не любят. Несмотря на то, что «Прорва» и «Копейка» выходили у нас ограниченным прокатом, многие, даже далекие от высоколобой кинокритики, зрители по сей день помнят и любят эти картины, а «Копейка» так и вовсе разошлась на цитаты.
Он часто говорил, что для того, чтобы снимать кино, ему необходима личная заинтересованность в теме.
Именно этим, в числе прочего, он объяснял и длительные перерывы между картинами. Однако без дела он никогда не сидел. Дыховичный активно работал на телевидении – в 1995–96 годах вел авторскую программу «Уловка-22», посвященную кино, а в конце 90-х работал главным режиссером телеканала «Россия».
В последние годы долгие перерывы между его картинами стали сокращаться – три года назад вышел «Вдох-выдох», в этом году на «Кинотавре» показали «Европу--Азию».
Кроме того, в этом году он уже в третий раз должен был возглавить жюри одного из лучших российских кинофестивалей «Завтра/2morrow». В этом году открытие приурочили ко дню рождения Дыховичного 16 октября, до которого он не дожил всего несколько недель.