Вы инвалид? Тогда суррогаты идут к вам! Под такими примерно лозунгами могло развиваться альтернативное настоящее, в котором парализованный ученый по фамилии Кантер с тоски изобрел роботов, которыми можно управлять из специального кресла и получать на нервные рецепторы все нужные переживания. Главное – совершенно безопасно. Ноу-хау прижилось, улицы мегаполисов, курорты, ночные клубы и кабины самолетов заполнились суррогатами. Не то чтобы в мире было так много инвалидов, просто жирный пожиратель чипсов, например, получил возможность втиснуться в туловище шикарной блондинки. Не покорились соблазну лишь несколько кучек оборванцев под предводительством дредастого Пророка. Один из таких поклонников нормальной жизни и спалил микросхемы двух суррогатов и мозги их владельцев заодно.
Расследование вопиющего инцидента поручили агенту ФБР Гриеру (Брюс Уиллис), которому вскоре придется выйти на битву с преступниками не в образе холодного блондина с чубчиком, а непосредственно во плоти – лысой и небритой.
Творческая биография режиссера Джонатана Мостоу, прямо скажем, никоим образом не намекала на то, что «Суррогаты» будут великим фильмом. Достаточно упомянуть лишь третьего «Терминатора», как все тут же вспомнят, что хотели запретить этому человеку прикасаться к камере. Поскольку фамилия этого человека была благополучно позабыта всеми, кроме злопамятных кинокритиков, «Суррогатов» ждали. В первую очередь, из-за Брюса Уиллиса. Трейлеры обещали возвращение увязнувшего в камео любимца в том виде, в котором мы его знаем и любим. Кроме того, на горизонте маячила едва ли не «Матрица» нулевых – пропитанная революционным духом картина о вреде интернета и пластических операций.
Теперь можно расслабиться: Уиллис на месте, братьям Вачовски беспокоиться не о чем.
То, с какой прытью Мостоу отправляет на кладбище все наклюнувшиеся визионерские находки, время от времени наводит на мысли об изощренном издевательстве. Вот безрукий Уиллис, не прекращая бега, превращается в зловещего терминатора, вот его распинают, вот он скорбит о погрязшей в виртуальной реальности жене… И это если не говорить о монументальном Джеймсе Кромвелле в роли изобретателя злосчастных роботов, от личной драмы которого оставили две сцены – со слезами в инвалидном кресле без слов и в выцветшем шейном платке с такими словами, что лучше бы их и не было. Перечисление всех несбывшихся плюсов займет слишком много для полуторачасового фильма времени.
В то же время для фанатов Брюса Уиллиса все это совершенно не важно.
Актер, которому в последние годы не сильно везет с ролями, работает в новом голливудском кино кем-то вроде антипода Николаса Кейджа – одного его прищура достаточно, чтобы благодарный зритель забыл о всякой критике. Тем более что щурится он в «Суррогатах» сразу в двух версиях. Уиллис продолжает добросовестно пытаться деконструировать свой непобедимый образ и весь фильм ходит с расквашенным носом. Другое дело, что, вместо того чтобы спокойно, в соответствии с годами, лысиной и седой щетиной, валяться под забором, уступив дорогу молодым, герою вновь приходится спасать мир, а Уиллису – очередной фильм. Впрочем, решение, кажется, есть: надо вырубить всех суррогатов.