Строго говоря, у маленьких только две стратегии. Либо сидеть в углу и ныть «мы бы всех их победили, только нас не замечают», либо, по совету Владимира Владимировича (другого!), сгрудиться в партию и заставить врага сдаться и замереть.
Не знаю, насколько удастся малым издательствам уложить своих противников, но шороху они, похоже, наведут. Потому как сегодня в Галерее на Солянке открывается Первый Московский фестиваль вольных издателей с диковатым названием «boo. буквы, звуки, цацки».
Теперь обо всем по порядку. Вы наверняка не знаете, но кроме «АСТ» и «Эксмо» в стране существует довольно таки внушительное количество издательств, которые выпускают в самом лучшем случае десяток книг в год тиражом от десяти до пятисот экземпляров. Да вы не казнитесь, их вообще никто не знает.
Перефразируя Жванецкого, ситуацию можно описать как «Жизнь образовала замкнутый круг без выхода продукции наружу».
Вот издал ты книжку, которую всю жизнь мечтал увидеть на бумаге. Дальше что? Оптовикам и крупным книготорговым сетям ты нужен, как винзаводу – брошюры общества трезвости. Там, как только слышат про номенклатуру в три-четыре названия, сразу же на лицах появляется выражение, заставляющее вспомнить неприличную поговорку «два кислых друга – уд да уксус». Поэтому до магазинов книги не доедут. Идти нарабатывать связи на книжную ярмарку? Не смешите – кто из малых издательств может позволить себе оплатить стенд? В общем, в магазинах не будет книг, у книг не будет читателей. А если кто случайно и увидит – не факт, что купит: чем меньше у книги тираж, тем она дороже.
Сами понимаете, причины для восстания вызревали давно.
И вот однажды, когда встретились два таких малых издателя — Игорь Белый и Чеслав — революционная ситуация резко обострилась. И решили они (вместе с примкнувшим к ним Лином Лобаревым) создать «Гильдию вольных издателей» — эдакий сплав из профсоюза, артели механизированного труда, картеля, кассы взаимопомощи и коммуналки.
А чтобы громче заявить о новообразовании, и учинили тот самый книжный фестиваль «ba! драгс, блэкджек и телки»… извините, «boo. буквы, звуки, цацки».
Фестиваль этот, как можно догадаться по названию, представляет собой безбашенное буйство.
И это очень правильно. Потому как в нынешнее время интерес к книге если и можно чем-то возродить, то не чинными рядами прилавков на книжной ярмарке и не государственной программой поддержки чтения, а вот такими действами, где креатив выплескивается, фантазия буйствует и все клубятся. Амебы книжного рынка, дорвавшись до общества себе подобных, решили оттопыриться по полной.
Итак, что же будет? Прежде всего, как уже сказано, буквы.
То есть порядка трех десятков малых (и не очень малых) издательств, официозность и статусность которых прекрасно демонстрируют их названия: «Чебуки», «Коровакниги», «Лавка безумного книжника», «Конец эпохи», «Снежный ком» и т.п.
Да и презентуют они себя подобным же образом: «Киноиздательство «Rosebud Publishing». Юное издательство, специализирующееся на выпуске книг о кино и состоящее исключительно из Прометеев». Выпускают они, конечно же, кто во что горазд – в одном делают миниатюрные книги, в другом поэты издают поэтов, третье переиздает в современном полиграфическом качестве детские книги советских времен с тогдашними гениальными иллюстрациями.
А кто-то, как проект «Антибуки», вообще специализируются на обмане окружающих – выпускают фальшивые суперобложки, которые «надеваются на любимую книгу и превращают ежеутреннее чтение в метро в маленький праздник мозга».
Псевдо-книги получаются самые разные – «Как увеличить сиськи до четвертого размера с помощью зубной пасты», «Война и мир в комиксах», «Готовимся к отпуску. Учим финский мат за семь дней», «400 слов из трех букв. Словарь» и т.п.
Книжками, естественно, клубеж не ограничится, они хоть и главное блюдо, но и гарнира тоже хватает – не зря в названии за буквами следуют звуки и цацки. Звуки – это несколько концертов, которые дадут группы, раскрученные, похоже, примерно в той же степени, что и издательства. А цацки – это вообще все что угодно. И авторские бусы Карины Шаинян. И бумага ручного литья и печатание при помощи книжного пресса от «ARS FACTA». И фотовыставка «Москва, которой нет». И передвижная экспозиция «Энциклопедия нашего детства». И Ана… Андрей Кузнецов, знаменитый Аку-Аку, который выставит там свои картины, культовую серию «Чебураки».
В-общем, быть там может все что угодно – от откровенного хлама до гениальных озарений. Все, как пелось в «Республике ШКИД»: «По-немецки цацки-пецки, а по-русски винегрет».
Надо бы его на вкус попробовать. Благо выходные долгие.