7 июля 2005 года в Лондоне прогремели четыре взрыва: три в метро и один на автобусной остановке. Ответственность за действия арабов-смертников от имени «Аль-Каиды (организация запрещена в России)» взяла неизвестная до терактов группировка террористов смертников. В результате взрыва пострадали 52 человека и были ранены около семи сотен. В тот же день в английских газетах случился двойной переполох: помимо срочного освещения трагических событий возникла необходимость остановить уже запущенную рекламную кампанию романа Криса Клива «Провокатор». Дело в том, что, по почти мистическому совпадению, ключевым событием книги был взрыв 11 смертников на стадионе Emirates. Фантазия автора, правда, оказалась более жестокой, чем реальность: под обломками стадиона Клив похоронил почти всех посетителей.
Фильмов о том, как люди переживают последствия терактов, не выходило уже давно — эхо 11 сентября вроде бы пока затихло.
Однако права на экранизацию «Провокатора» были выкуплены компанией Film 4 еще до выхода книги — не пропадать же добру. Фильм сняли за три года, без особого успеха показали на фестивалях и вот теперь довезли до нас.
Итак, безымянная блондинка носит джинсы с надписью Sexy Mama и растит четырехлетнего сына. Воспитывает она его фактически в одиночку: муж, полицейский сапер, дома появляется, только чтобы уснуть перед телевизором без задних ног. Однажды, когда он среди ночи отправляется на задание, героиня идет скоротать ожидание за стаканчиком в ближайший паб. Размышления об уходящей молодости прерывает хлыщ-журналист Джаспер (Эван Макгрегор), поспоривший на 20 фунтов, что склеит одинокую блондинку в красном платье. Беседа заканчивается в гостях у нового знакомого, по случайности живущего напротив. Следующим утром она отправляет сына с мужем на матч «Арсенал» — «Челси» и по дороге домой встречает искусителя, направляющегося туда же.
Быстро скорректировав его планы и презрев идею пообедать рыбными палочками, молодая мать скидывает трусы и бросается в объятья Джаспера прямо на любимом мужнином диване.
По телевизору тем временем террористы взрывают стадион, родня героини гибнет. Девушку начинает навязчиво клеить печальный коллега мужа, терзаемый чувством вины журналист проводит расследование, блондинка сходит с ума и пишет письмо бен Ладену.
Всерьез оценивать художественные достоинства подобных фильмов вроде бы нехорошо: теракты никуда не делись — так, затаились на время.
Проблема же «Провокатора» скорее в том, что здесь речь идет о теракте ненастоящем.
Конечно, режиссер «Дневника Бриджит Джонс» Шерон Макгуайр имела в виду и настоящие взрывы в Лондоне, и башни-близнецы. Но то ли литературный источник подкачал, то ли желание влить в серьезное кино оптимизм романтической комедии подвело...
Хотя и это не оправдание — умудрился же отрефлексировать больную тему Ричард Кертис в своей «Реальной любви». «Провокатор» же будто снят вернувшимися после векового путешествия космическими туристами.
Даже если особенно не придираться, в реальность происходящего поверить никак не удается, потому что здесь в это никто не верит.
Такими словами говорят о трагедиях, не вызывающих за давностью лет уже никаких душевных волнений. Ну или о вспышках на солнце.
Да, взорвали, да, погибли, но дым над обломками слишком бутафорский, и даже слезы героини, очевидно, вызваны не им, а усилиями гримеров. Остается проговаривать чудовищные реплики сценария, оживить которые не может даже делающий все возможное Макгрегор.
В оригинальном романе был остроумный ход — он был построен в виде открытого письма убитой горем женщины Усаме бен Ладену. Однако здесь закадровое «Дорогой Усама» вызывает в лучшем случае недоумение, а в худшем — желание продолжить: я устал и хочу на ручки.