Охватившая планету «джексономания» дала шанс заработать буквально на всем, что связано с именем и личностью покойного музыканта. Так что нетрудно себе представить, как возбужденно потирал руки владелец портрета Майкла Джексона, заполучивший произведение совсем недавно, в мае этого года. Тогда покупатель, чье имя не раскрывается, заплатил за аукционный лот $278,5 тысяч – вполне обычную цену для позднего Уорхола (опус был создан в 1984 году, незадолго до смерти «короля поп-арта»).
На нынешней ажиотажной волне казалось реальным увеличить стоимость портрета многократно, и неназываемый владелец кинулся «ковать железо», пока припекает.
Организовавшая аукцион Vered Gallery месяц назад даже временно сняла портрет с торгов, мотивировав это тем, что хочет предложить картину «большему числу перспективных покупателей». Теперь, устроив наконец-таки торги, объявила начальную цену в $800 тысяч, но посулила сенсационный окончательный результат. В качестве возможной называлась даже сумма в $10 млн.
Оптимистические ожидания не сбылись.
Картина действительно подорожала, но всего лишь раза в три с небольшим.
Галеристы облекли итоговую цену формулировкой «больше миллиона долларов», не называя ни точной цифры, ни имени нового владельца. Своего разочарования устроители аукциона публично выражать не стали, но понятно, что результат их категорически не устраивает. Между тем, не очень понятно, на чем именно основывались радужные финансовые перспективы. Майкл Джексон, конечно, знаменитый был певец, но чего ради коллекционерам переплачивать миллионы сверх обычной рыночной стоимости?
И ладно бы речь шла об уникальном произведении, существующем в единственном экземпляре и выполненном автором собственноручно. В новостных сообщениях на эту тему ничего не говорится о технологии, но
чрезвычайно высока вероятность, что пресловутый портрет создан методом шелкографии, то есть трафаретной печати.
Именно так Уорхол и работал многие годы, штампуя разноцветные образы Мэрилин Монро, Джеки Кеннеди, Мао Цзэдуна и прочих культовых персонажей. В лучшем случае художник производил ручную подкраску, что влияло и влияет на ценообразование, но не столь радикально, как мечталось организаторам нынешнего аукциона.
Наверняка среди богатых людей имеются фанаты Майкла Джексона – собственно, факт приобретения лота за сумму «больше миллиона» говорит именно об этом, даже если сделка совершена ради дальнейшей перепродажи. Но, скорее всего, в мире существуют и другие варианты этого портрета, они тоже в скором времени подтянутся на рынок – зачем же впадать в беспричинную ажитацию?
Лохотрон памяти Джексона не состоялся в том виде, как планировалось, однако нет сомнений, что еще не раз и не два мы услышим о попытках заработать на этом бренде. Возможно, последующие акции окажутся более изобретательными.