Трехлетней давности страсти, вызванные небывалым успехом четверки очень молодых людей, назвавшихся Arctic Monkeys и взорвавших мировые хит-парады, сегодня несколько улеглись. Конечно, каждый выход лохматого Алекса Тернера не остается без внимания, но вызывает уже менее громкие, но глубокие эмоции вроде искреннего удивления, которое наверняка будет сопутствовать и выходящему в конце августа третьему альбому Arctic Monkeys под названием «Humbug».
Напомним, что выход в 2006 году альбома «Whatever People Say I Am, That's What I'm Not» стал едва ли не самым громким событием пятилетки, вызвав волну споров.
С одной стороны, толпы фанатов, узнавших о группе через сарафанное радио и MySpace, сметали диски с прилавков и восхищенно стонали о гениальности шеффилдцев, с другой — феномен Arctic Monkeys вызывал искреннее недоумение многих критиков, прочивших коллективу скорую кончину. Следующий альбом группы «Favourite Worst Nightmare» обескуражил едва ли не еще больше. Молодежь блестяще справилась с пресловутым «феноменом второго альбома» и выдала гораздо более зрелый, но не растерявший молодецкой удали продукт.
Дальше наступило затишье, прерванное выходом альбома сайд-проекта Тернера «Last Shadow Puppets».
Пластинка взлетела на вершины чартов — от двадцатилетнего выскочки никто не ожидал столь стилистически выверенного трибьюта британским 1960-м. От нового альбома Arctic Monkeys в свете вышеуказанных обстоятельств ожидать можно было чего угодно. В конечном итоге напряженное ожидание вылилось в то, что альбом попал в сеть почти за месяц до официального релиза и огорошил уже не только критиков, но и, судя по фанатским форумам, поклонников группы.
Исчерпав удачно выведенную формулу первых двух альбомов с их придурковатыми, многословными, исполненными пивного угара песнями, музыканты для записи новой пластинки отправились в Лос-Анджелес. По их собственным уверениям, много слушали уже не представителей последней волны постпанк-ривайвала The Libertines и The Strokes, а психоделическую классику вроде Cream.
С первых же нот открывающей «My Propeller» Arctic Monkeys решительно меняют правила игры.
Инспирированный лондонскими пабами панковский «спотыкач» в духе ранних The Clash уступил место размеренной закольцованной поступи ударных и минималистичным, вязким гитарным партиям. Захлебывающаяся молодецкая крикливость Тернера-вокалиста так же отступила перед томным напряжением, с которым он теперь пропевает свои гораздо более выверенные тексты. Это душная, тугая, пропитанная табачным и не только дымом музыка, которая на этот раз больше подходит для вечеринки в калифорнийской пустыне.
Именно там, кстати, и была записана часть треков. Их продюсером стал рыжий детина Джош Хомм, лидер стоунер-рокеров Queens Of The Stone Age. Именно его участием объясняется и возросшее музыкальное напряжение, соседствующее с чуть обкуренной расслабленностью. Приступая к записи, Хомм клялся не давить на своих подопечных и клятву, по-видимому, выполнил.
«Humbug» ни в коем случае не выглядит сайд-проектом главного популяризатора-стоунера.
Это совсем не американизированная запись, по интонациям Тернера все так же легко можно вычислить его происхождение. Однако то и дело мягко подпрыгивающий на мелодических ухабах ритм свидетельствует о том, что без поездок по хайвэям во время записи не обошлось. Другой половиной пластинки занимался Джеймс Форд, продюсировавший альбом «The Last Shadow Puppets», в песнях «Cornerstone» и «Secret Door» нашлось место и крунерским амбициям Тернера.
Несмотря на кажущуюся несовместимость охваченных на альбоме стилей, между собой они сочетаются самым благоприятным образом.
«Humbug» — очень цельная запись, песни свободно катятся одна за другой и вызывают стойкое желание переслушивать.
Если все же попытаться объяснить наметившуюся на пластинке смену стилистического направления, обозначаемую участниками группы словом «карнавал», то ответ находится на бонус-треке, которым стала великолепная нервическая кавер-версия «Red Right Hand» Ника Кейва. В самом деле, вряд ли есть еще хоть один исполнитель, умудрившийся совместить в одном музыкальном пространстве панковскую натуру и джентльменскую куртуазность. Справедливости ради стоит отметить, что 23-летний Алекс Тернер, конечно, ни разу не Кейв, но направление движения он выбрал самое верное. Во всяком случае, у истории Arctic Monkeys как группы, которую уже три года безуспешно пытаются похоронить, очевидно, планируется продолжение и, судя по «Humbug», это именно та история, за которой наблюдать будет крайне интересно.