Больше полувека в Голландии существует фонд World Press Photo, стараниями которого этот конкурс фотожурналистики стал самым престижным в мире. И хотя лауреаты выбираются ежегодно в таком количестве номинаций, что всех не перечесть, все же обладание призом WPP сродни посвящению в международную репортерскую элиту. Каждый раз после раздачи наград гастрольная выставка победителей путешествует по свету, охватывая около сотни городов. В их число третий раз подряд входит и Москва.
Экспозиция в помещении «Красного Октября» включает 196 работ от 62 лауреатов конкурса, чьи имена были оглашены в Амстердаме в минувшем феврале.
За это время некоторые кадры уже успели примелькаться, поскольку часто публиковались в прессе и возникали на телеэкранах. Например, трудно представить зрителя, которому на глаза хотя бы раз не попадалась лучшая фотография года по версии World Press Photo – черно-белый снимок американца Энтони Суо, запечатлевший полицейского при осмотре покинутого дома. Эта работа сделалась визуальным символом нынешнего экономического кризиса, поскольку коп с пистолетом наизготовку бродит по комнатам с целью удостовериться, что бывшие владельцы покинули конфискованное за долги ипотечное жилье. Правда, сам фотограф честно информирует, что оружие в руках полицейского – это, скорее, мера предосторожности на случай, если в доме засели бомжи; брать на мушку незадачливых жильцов в план операции не входило. Но метафора на то и метафора, чтобы воспринимать ее не только рассудком, но и чувствами.
Кроме Гран-при Энтони Суо отхватил еще и второе место в номинации «Повседневная жизнь» за серию о том же самом кризисе, исподволь охватившем все слои американского общества.
Занимательно, что победа в этой категории досталась также представительнице Нового Света и тоже за исследование социальных язв: Бренда Энн Кеннилли показала на конкурсе фотохронику из жизни бедной многодетной семьи.
Традиционным вниманием у жюри WPP пользуются репортажи с мест вооруженных конфликтов. Не удивительно, что на сей раз безусловным событийным лидером стала война в Южной Осетии. Сразу три фотографа – шведский, польский и украинский – получили разного калибра награды за фиксацию того августовского столкновения. И так же не удивительно, что все лауреатские репортажи сделаны на территории Грузии: тут и беженцы, с тревогой ожидающие вторжения русских танков, и развалины Гори, и грузинские добровольцы, готовые в любую минуту взяться за автоматы.
Тезис о том, что информационную войну Россия тогда проиграла, находит здесь наглядное подтверждение.
Шок – излюбленное репортерское оружие, и победители конкурса пользуются им без стеснения. Детишки с любопытством выглядывают из школьного автобуса, чтобы рассмотреть лежащий на дороге труп убитого подростка. Среди обломков сычуаньского землетрясения просматривается лицо погребенного заживо. Голый зимбабвиец продирается сквозь мотки колючей проволоки на границе с ЮАР, стремясь проникнуть на территорию большего экономического благополучия. Найдется и хроника террористической атаки в Мумбае, и сцена полицейской операции по выселению сквоттеров в Бразилии, и виды утопленников в ходе наводнения в Бирме.
Разумеется, не в чем винить репортеров: они лишь делали свою работу, причем в данном случае талантливо и весьма профессионально.
Но такая концентрация бедствий в пределах одной экспозиции наводит на сакраментальную мысль, что планета наша для веселья все-таки мало обустроена.
Осознавая этот аспект, устроители WPP стараются не забывать и о других сторонах жизни. Номинации «Портреты», «Спортивные события», «Природа» не то чтобы восстанавливают позитивный баланс, но как-то разреживают намечающийся формат «ужастика». Фазы движений прыгунов в воду, виды на персиковое дерево в разные времена года, портрет восьмиглазого паука-скакуна и даже панорама с извергающимся вулканом придают зрителю большей душевной бодрости. При определенной кураторской умелости можно было бы выстроить занимательный экспозиционный ряд и поиграть на зрительских эмоциях в различных тональностях, но, увы, выставка получилась довольно хаотичной. Похоже, никто из организаторов просто не задумывался насчет ее упорядочивания.
Среди лауреатов конкурса отыщутся трое фотографов из России.
Алексей Бушов запечатлел охоту леопарда в намибийской саванне (3-е место в номинации «Природа»), Александр Таран весьма сочно отобразил ход чемпионата мира по самбо, проходивший в Петербурге (2-е место в номинации «Спорт»). Наконец, Юрий Козырев удостоился главного приза в категории «Портрет», сумев передать страдания матери и грусть сына – двух жителей Багдада, потерявших мужа и отца. Лауреатство в рамках World Press Photo для наших фотографов перестает быть редкостью, они включены в международный контекст и не испытывают затруднений с переводом своего визуального языка на общепонятный. Планета на всех одна.