Про фильм «Затерянный мир» достоверно известно только одно – это первый фильм 2009 года, который в родном американском прокате провалился не с треском даже, а с каким-то неприличным визгом. В первую неделю он собрал 19 с половиной миллионов, и, похоже, если фильм заработает еще хотя бы десятку, продюсеры на радостях споют комические куплеты. И это при том, что для съемок они выдали режиссеру Брэду Силберлингу («Каспер», «Лемони Сникет и 33 несчастья») цельных 140 миллионов. Потом, правда, в связи с кризисом сумму округлили, но даже 100 миллионов – невероятно много для комедии. Похоже, Силберлинг, обиженный подобной мелочностью, в обратку и наснимал им то, что желающие могут увидеть в кинотеатрах, начиная с завтрашнего дня.
Причем что именно он наснимал, не очень-то и понятно.
Бывают фильмы настолько плохие, что скулы сводит; бывают плохие настолько, что это уже вроде как и не косяк даже, а гениальный ревизионизм всех традиций замшелого кинематографа. А бывают плохие фильмы, после которых в мозгу бормашиной свербит вопрос: «Папа, что это было?!»
Причем в пересказе все выглядит довольно пристойно. Квантовый палеонтолог доктор Рик Маршалл (популярный комик Уилл Феррелл, который, надо думать, и забрал изрядную часть пресловутых ста миллионов) почти официально носит титул «главное чмо американской науки».
Стивен Хокинс аттестует его теорию временных воронок «полным бредом», Мэтт Лауер в своей телепередаче делает из него, мягко выражаясь, посмешище, а милые детки, которым он, изгнанный отовсюду, вынужден преподавать физику, вкрадчиво интересуются, принимает ли он виагру.
Все меняется с появлением бывшей студентки Кембриджа Холли Кантрелл (Анна Фрил). Она оказывается единственной в мире фанаткой осмеянной теории и быстренько убеждает опального гения собрать, наконец, изобретенный им прибор под названием «тахионометр» и попытаться проникнуть в другое измерение.
Эксперимент, конечно же, увенчивается полным успехом, и герои блистательно проваливаются в новообразованную дыру во времени и пространстве, прихватив с собой жуликоватого экскурсовода из загнивающего парка развлечений (Дэнни МакБрайд). Дивный новый мир оказывается тем, чем ему и полагается оказаться – обиталищем недовымерших динозавров, полуразумных приматов и затаившихся инопланетян. К вящей радости, наши экспериментаторы при переходе потеряли тахиометр и не могут вернуться…
Надо добавить, что ни к Артуру Конан Дойлу, ни к его роману, ни к многочисленным его экранизациям наше кино никакого отношения не имеет.
А вовсе даже является киноверсией неизвестной в России детской книжки Сида и Марти Кроффт «Land of the Lost» и сериала для тинейджеров, снятого в 70-х по ее мотивам.
Впрочем, без Конан Дойла, как первооткрывателя жанра, все равно не обойтись. Если помните, его роман начинается безыскусным стишком:
«Вот бесхитростный рассказ,
И пусть он позабавит вас —
Вас, юношей и ветеранов,
Кому стареть пока что рано».
Из всего этого богатства режиссер Силберлинг, посмотрев на лицо мобилизованного Феррелла, запомнил, похоже, всего одно слово – «позабавить». И немедленно пустился во все тяжкие, причем усердие его было так велико, что в итоге сотворилось нечто несусветное. А именно – какая-то даже неправдоподобная дурка, где вполне прилично отрисованные на компьютере динозавры соседствуют с полчищами инопланетных слистаков, облаченных в резиновые костюмы а-ля «фантастическое кино 60-х», сюжет скачет объевшимся пьяных вишен козлом, диалоги поражают воображение и остатки совести, а сцены с утренним обливанием мочой диплодока или закадровым разнузданным инопланетным сексом, кончающимся не нытьем, а взрывом – отнюдь не самые прихотливые.
Мочи в бензин подливает озвучка от героя «Нашей Раши» Сергея Светлакова, насовавшем в оригинальный текст столько «ровненько» и «бодрячком», что впору говорить о копродукции с каналом ТНТ.
В итоге получилась не безумно смешная, конечно, но вполне себе смешная безумная кинокомедия, которая вполне может вскоре оказаться под грифом «must see» в видеотеке всех фанатов кэмпа.
Американцы всего этого давилонского смешения не вынесли, так и не поняв, что им предлагают — приключенческое семейное кино или очередную сортирную комедию с Уиллом Ферреллом. Если первое, то что там делает сексуальный харрасмент в исполнении приблудного человекообразного примата Чаки? Если второе – то на кой черт было тратить столько вечнозеленых бумаг на всех этих тираннозавров и слистаков?
У нас же, думается, фильм если не пойдет на ура, то изрядно реабилитируется. Семейный просмотр в нашем кино умер где-то после «Москва слезам не верит», а на мироощущение целевой аудитории российских кинопрокатчиков творение Силберлинга-Феррелла-Светлакова укладывается идеально, как колбаса на бутерброд.
Напоследок – дружеский совет. Если же решите все-таки организовать семейный просмотр, лучше заранее придумайте ответ на вопрос: «Папа, а зачем динозавр дядей пукнул?»