Вести с полей XXXI Московского международного фестиваля доносились скудными порциями, и вот теперь, после предваряющей ММКФ пресс-конференции, наконец-то можно составить цельную картину. Ну, во-первых, как нам уже доложили на прошлой неделе, жюри фестиваля возглавит не кто иной, как Павел Лунгин — его же фильмом «Царь» про Ивана Грозного откроется сам киносмотр. Организаторы ММКФ тщательно блюдут его интернациональный статус, поэтому российские режиссеры работают председателями с перерывом на зарубежных коллег — собственно, в последний раз наш соотечественник (Валентин Черных) руководил жюри на XXVII фестивале. Далее на пост последовательно заступали: Анджей Жулавский (тогда случился скандал — Михаэль Ханеке сначала согласился председательствовать, а потом, за 10 дней до открытия, решил, что заняться новым проектом будет куда продуктивнее), Фред Скепси и Лив Ульман.
«Царь» Лунгина, между тем, уже съездил на Каннский фестиваль, где поучаствовал в программе «Особый взгляд».
Призов фильм никаких не взял, критику получил двойственную, зато игра Олега Янковского (митрополит Филипп стал, к сожалению, последней его ролью — 20 мая актер скончался) удостоилась только похвал.
Но возвратимся непосредственно к ММКФ.
Сегодня была обнародована программа двух главных фестивальных смотров — основного конкурса (16 фильмов) и «Перспектив» (12 картин).
Итак: за главный фестивальный приз соревнуются «Биби» (Хассан Ектапанах, Иран), «Выходка» (Петер Гардош, Венгрия), «Как велит Бог» (Габриэле Сальваторес, Италия), «Красота» (Тосио Гото, Япония), «Малая Москва» (Вальдемар Кшистек, Польша), «Муки в огне» (Лина и Слава Чаплины, Израиль), «Посредник» (Дито Цинцадзе, Грузия — Германия), «Пропавший без вести» (Ноа Бушел, США), «Пять дней без норы» (Мариана Ченийо, Мексика), «Раки» (Иван Черкелов, Болгария), «С Новым годом!» (Кристоф Шауб, Швейцария), «Сегодня и всегда» (Цой Ви Ан, Республика Корея).
В «Перспективах» участвуют «Безмолвие» (Ялкын Туйчиев, Узбекистан), «Восемь дней Дилбер» (Джемал Сан, Турция), «Дама с собачкой» (Юлий Колтун, Германия), «Измена» (Родриго Бейотт, Чили — США), «Кома» (Людвиг Вюст, Австрия), «Луна» (Данкен Джонс, США), «Метастазы» (Бранко Шмидт, Хорватия, Босния и Герцеговина — Сербия), многострадальное «первое российское аниме» «Первый отряд» (Есихару Асино, Россия – Япония — Канада), «Последний разговор» (Нюд Хиркенс, Нидерланды), «Путешествие на Луну» (Кутлюг Атаман, Турция), «Сплетенные параллели» (Ованес Галстян, Армения – Франция — Норвегия), «Я тебя съем» (Софи Лалой, Франция).
Но если ни в одном из списков вы не обнаружили знакомых имен, не отчаивайтесь.
Присмотревшись к борцам за «Георгия», вы обнаружите лишь 12 вместо заявленных 16 фильмов. Просто недостающие 4 картины заслуживают особенного внимания: в этом году в конкурс попали три российские ленты и одна украинская. За Украину играет Кира Муратова и ее «Мелодия для шарманки». Жанр картины почему-то определяется как рождественская сказка — так это или не так, узнаем на ММКФ. А вот что известно совершенно точно, так это то, что «Мелодия» повествует о двух осиротевших детях, и в фильме можно будет увидеть Олега Табакова, любимцев Муратовой экс-комиков Георгия Делиева и Наталью Бузько, ну и, конечно, Ренату Литвинову.
Что касается российских фильмов — то это «Чудо» Александра Прошкина, «Петя по дороге в Царствие небесное» Николая Досталя и «Палата № 6» Карена Шахназарова.
В «Чуде» по сценарию Юрия Арабова обыгрывается известная советская мистическая легенда: в 1956 году в Самаре девушка Зоя решила станцевать с иконой Николая Чудотворца — да так и застыла, окаменев. Примерно тогда же, в 50-х, происходит действие трагикомедии Досталя, снятой по повести Михаила Кураева: это история городского сумасшедшего Пети, вообразившего себя автоинспектором. Ну и «Палата» с Владимиром Ильиным — понятное дело, экранизация Чехова.
Успех фильма «Дзифт», получившего на прошлом ММКФ приз за режиссуру, сподвиг организаторов к тому, чтобы в этот раз устроить ретроспективу современного кино Болгарии. А стартовавшая в минувшем году программа социалистического авангарда будет продолжена второй частью.
Кризис фестивалю, судя по всему, не страшен.
Александр Голутва на пресс-конференции рассказал, что спонсорская поддержка ММКФ уменьшилась, а вот государственная, наоборот, увеличилась и составит 120 миллионов рублей. А Кирилл Разлогов хвастался тем, что большинство конкурсных фильмов — мировые премьеры, и, возможно, призвание ММКФ состоит в том, чтобы открывать новые кинематографические имена. Также Разлогов обещал много шокирующего кино, особенно в программе «Перспективы», потому что основным критерием отбора фильмов помимо художественного качества явилось новаторство.
Фильм закрытия — новая картина Майкла Манна «Джонни Д.» с Джонни Деппом. Московский кинозабег пройдет с 19 по 28 июня. Готовьтесь!