Кинематограф в целом и фильмы ужасов в частности запросто могут послужить гидом по человечеству с его перверсиями и фобиями. Больше всего мы, ясное дело, боимся непонятного — тут и боязнь научных открытий, норовящих привести к техногенной катастрофе, ужас перед искусственным интеллектом и просто гаджетами вроде мобильных телефонов. Или, к примеру, страх перед природой и провинциальным уютом: живя в большом городе, никогда не знаешь, что за твари с бензопилой прячутся в славной маленькой деревушке или зарослях живописного озера.
Все это к чему? К тому, чтобы пойти от противного.
В фильме «100 футов» Эрика Реда, сценариста «Попутчика» с Рутгером Хауэром, нет естественного человеческого страха перед неизведанным, зато есть что-то крайне знакомое — семейная жизнь. А основой для хоррора становятся бытовые разборки.
Черноволосая Марни (Фамке Янссен) провела несколько лет в тюрьме, заколов терроризировавшего ее мужа-полицейского. Отпущенная домой под домашний арест с прицепленным к ноге браслетом, начинающим зверски пищать при попытке выйти за пределы квартиры, Марни пытается вытеснить прошлое: спускает вещи муженька в подвал, красит стену. Но не успевает женщина проникнуться полученным в качестве наказания одиночеством, как ее жизнь стремительно входит в привычный режим, включающий регулярные скандалы с побоями.
Только теперь суженый является для выполнения кулачных супружеских обязанностей прямиком с того света.
На первый взгляд, «100 футов» трудно назвать хоррором, потому что самая грозная вещь здесь — побагровевшее от ярости смазанное малобюджетное привидение, недостаток финансов проглядывает из каждой щели, а крови пролито с гулькин нос. С другой стороны, что может быть страшнее, чем правда? С пугающей точностью режиссер рисует поведение женщины, вынужденной сидеть взаперти. Первым делом она перемерит все платья
(на этом месте дамам уже станет боязно — будто кто-то подглядел за ними в замочную скважину),
наведет парадный марафет, приютит котенка. Ну а затем опустится до секса с разносчиком пиццы. Неужели еще не жутко?
Не отстает и общий смысл фильма: отделаться от бывшей половины действительно бывает непросто. И пусть единицам супруги являются в виде натуральных монстров из ада, но тысячи людей вынуждены многие годы сосуществовать с призраками давно развалившихся отношений.
Чтобы добить скептиков, отметим, что поведение привидения добавляет психологической амбивалентности: его упорство внушает свое рода уважение, а тут недалеко и до сочувствия. Не может муж за просто так настолько ненавидеть жену, чтобы эта страсть не оставила его после смерти: наверное, она была стервой. Вот где на самом деле настоящий ужас!