На лестнице фестивального Дворца под пальмами прибили красную ковровую дорожку. Ожидается, что в ближайшие 12 дней на ней потопчется блестящая плеяда звезд — Брэд Питт (в новом имидже, с усами!), Моника Беллуччи, Пенелопа Крус, Джонни Депп, Жерар Депардье, Эрик Кантона, переквалифицировавшийся в актеры из футболистов... У дорожки, за оградительными барьерами, как и во все предыдущие годы, расставили свои стремянки синефилы-звездолюбы. Поскольку их всегда удается застать на одном и том же месте, вероятно, они возле стремянок перед звездной дорожкой и ночуют.
В конкурсе фестиваля — сплошь гранды и мэтры, гений на гении, лауреат на лауреате чего только ни придумаешь, от «Пальмовой ветви» до «Оскара»:
Педро Альмодовар, Квентин Тарантино, Ларс фон Триер, Анг Ли, Кен Лоач, Ален Рене, Джейн Кэмпион... Не забыть бы еще прошлых призеров Михаэля Ханеке и Цая Миньляня с Пак Чан Вуком. Поклонники кинематографа млеют от этих имен. Конкуренция на попадание в основное соревнование оказалась такой острой, что там не нашлось места таким фигурам, как Френсис Форд Коппола: его новая картина про итальянских иммигрантов в Америке «Тетро» представлена в «Двухнедельнике режиссеров», а там обычно собираются постановщики позеленее и помоложе. Чтобы доказать, что Коппола на каннских отборщиков не обиделся, те даже обнародовали письмо режиссера «Апокалипсиса сегодня» о том, что, дескать, он будет рад открыть смотр молодых и независимых. Тем более что и сам адепт независимого кино.
Фильмов в численном выражении отборочная каннская комиссия отсмотрела больше, чем в прошлом году — правда, если считать и короткометражки тоже.
Однако въедливые критики все норовят изыскать в современном кинопроцессе приметы пресловутого кризиса. Вот французские глянцевые киножурналы традиционно предлагали в майских номерах футболки с фестивальной символикой — в этом году не то что маек, самих номеров не всегда дождешься. Кризис? Но аккредитованной братии вместо традиционных сумок с каталогами выдали небывало симпатичные стильные рюкзачки: значит, все не так уж плохо в киношном королевстве? Но для чего вести церемонии открытия-закрытия опять пригласили французского комика Эдуара Баера, который своей неловкостью едва не испортил аналогичное торжество в 2008-м? Контора, сдающая внаем дорогие яхты в каннском порту, жалуется на уменьшение числа заказов, а самые дорогие отели — на наличие свободных номеров — финансовые трудности? Но белые шатры-павильоны, представляющие кинематографии различных стран в импровизированном международном городке, на вид стоят так же густо. А на интервью с любым мало-мальски известным персонажем записаться еще сложнее, чем прежде, значит, ажиотажа вокруг них не поубавилось.
Но скептики и тут находят повод для ложек дегтя.
Радуетесь, говорят, обилию громких имен в конкурсной и внеконкурсной программе? А вы лучше обратите-ка внимание, что ведущие режиссеры, законодатели киномоды, привезли в Канны сплошь жанровое кино, словно какой-нибудь мастер гонконгских боевиков Джонни То. У Триера ужастик, да еще и с порнографическим душком. У Лоача комедия, у Тарантино фильм про Вторую мировую, на который можно приклеить иронический ярлык «кино и немцы». Далее по списку: костюмная историческая драма, триллер, фильм нуар... Открывает фестиваль — впервые — анимационная 3D картина «Вверх» от создателей «Корпорации монстров» и «Истории игрушек».
Ведущих авторов немедленно начали подозревать в коммерциализации творчества.
Словно забыв о том, что жанровое кино всегда оказывается куда более живучим и востребованным, чем признанные шедевры своего времени. Хичкока всегда будут смотреть больше, чем Антониони с Бергманом. Может, и нынешние столпы режиссуры хотят, обратившись к жанру, расширить свою аудиторию.
Судить конкурс подряжено жюри под председательством Изабель Юппер — женщины, несмотря на свой хрупкий вид, волевой и решительной. Женщин в жюри, между прочим, большинство. Свой вердикт они вынесут 24 мая. На закрытии состоится премьера картины о красивой любви Коко Шанель и Игоря Стравинского.
Мудрые организаторы фестиваля выбрали в качестве афиши, на которую в Каннах повсюду натыкаешься, черно-белый кадр: некая не узнаваемая со спины кинодива у распахнутой двери — наверное, на балконе очень дорогого отеля — стоит и смотрит вдаль, в неведомое.
Новые пути, судя по всему, на этот раз будут нащупывать не маститые конкурсанты, а участники параллельных программ: «Двухнедельник режиссеров», «Неделя критики», «Особый взгляд».
В рамках последнего, кстати, показываются два российских фильма: «Царь» Павла Лунгина (с Петром Мамоновым в роли Ивана Грозного и Олегом Янковским в образе митрополита Филиппа) и «Сказка про темноту» Николая Хомерики с Алисой Хазановой в безысходной, какой только может быть сама реальность, роли инспектора по делам несовершеннолетних.
Возможно, в шикарных отелях на набережной Круазетт еще остались свободные места. Но в просмотровых залах, благо билетов туда в открытой продаже нет, аншлаги уже случились.