Судить о положении дел на международном арт-рынке можно по разным признакам, но имеется в нем один сектор, который традиционно дает самые высокие цифровые показатели. Поэтому результаты торгов импрессионистами и модернистами привлекают повышенное внимание: уж если здесь обвал, что говорить о прочем репертуаре. Как принято, ведущие аукционные дома устраивают свои тематические сессии почти одновременно, с разрывом в день-два, так что сличать показатели нетрудно.
В этот раз первым стартовал Sotheby's, и после их вечерней сессии, где фигурировали 36 топ-лотов, разнесся гул разочарования.
Повод для пессимизма вроде бы очевиден: не нашли владельцев два самых дорогих произведения нынешних торгов – живописный «Портрет дочери художника» Пабло Пикассо и скульптурный «Кот» Альберто Джакометти (обоим лотам прочили цену в $16–24 млн). При таком конфузе о позитивных тенденциях, казалось бы, и заикаться нечего. Между тем, они просматриваются, если только не упираться в тему мегахитов и выдающихся рекордов.
Достаточно сказать, что из 36 лотов проданы 29 – подобной статистикой и в сытые времена редко удавалось похвастать. Стоит учесть к тому же, что на вечерних торгах не мелочевку предлагают, цены тут все больше с пятью-шестью нулями. Общая выручка дома Sotheby's за вечер составила $61,370 млн. Как выражаются англичане, not as good as hoped, not as bad as feared. Экономической стороной процесса аукционисты даже могли бы быть довольны, когда бы не злополучный провал с топ-лотами.
Именно он и запомнится, увы.
После того как Джакометти и Пикассо сошли с дистанции, в лидеры неожиданно выбился голландский абстракционист Пит Мондриан. За его «Композицию в черном и белом» неизвестный покупатель заплатил $9,265 млн. Эта цифра буквально втрое превзошла нижнюю границу эстимейта (предварительной оценки) в $3–5 млн. Намного выше эстимейта ушел и пейзаж Клода Моне (почти $3,5 млн при прогнозе в 1,2–1,8 млн), и пасторальная сценка от Огюста Ренуара ($3,218 млн при оценке 1,5–2 млн). А самым большим сюрпризом стала продажа четырех холстов художницы Тамары де Лемпицкой по совершенно невообразимым ценам в диапазоне от 1,482 млн до 4,898 млн.
Про нее прежде вообще немногие слышали, а кто слышал, тот ошибочно считал ее польской эмигранткой, жившей в Париже. На самом деле барышня наша, родом из Москвы, в девичестве звалась Тамарой Горской, фамилию Лемпицкая получила от мужа-поляка, а де Лемпицкой стала по собственной инициативе, присочинив себе аристократическую частицу «де». В парижских артистических кругах слыла она дамой крайне амбициозной, однако работы ее считались несколько легковесными и уж никак не шедевральными.
Теперь вот на звук этого имени хлынули миллионы.
Не иначе, наши соотечественники постарались, хотя стопроцентной гарантии дать все-таки нельзя – торги были анонимными.
Кстати, работы Тамары Лемпицкой значатся и в каталоге вечерних торгов Christie's, которые состоятся в ночь со среды на четверг, если ориентироваться на московское время. Два ведущих аукциона вообще умеют достигать удивительной синхронизации своих репертуаров. Главным хитом у Christie's тоже значится полотно Пабло Пикассо – за него ожидают выручить $12–18 млн. И Джакометти в этом списке присутствует: за бронзовый бюст Диего, брата знаменитого скульптора, аукционисты хотели бы получить $4,5–6,5 млн. В числе фаворитов есть и сюрреалистическая композиция Макса Эрнста с эстимейтом $7–9 млн. Исход этих торгов будет известен в скором времени.