Еще несколько месяцев назад, когда в прессу просочились предварительные сведения о каннской программе, стало понятно, что остается лишь скрестить пальцы, чтобы все это оказалась правдой, и безропотно начинать откладывать зарплату — потому что пропустить такое пиршество кинематографического духа было бы кощунством. Вчера наконец стали официально известны участники конкурса:
Канны не подвели, столь сильной программы уже много лет не было ни на одном кинофестивале.
И уж особенно велик контраст в сравнении с последним Берлинале, который все только и делали, что ругали и отнюдь не в качестве комплимента сравнивали с московским.
Итак, для затравки: начинается фестиваль показом пиксаровского «Вверх»: на этот раз речь идет вовсе не о космосе и роботах, а старичке Карле Фридриксоне, который при помощи громады воздушных шариков, не выходя из собственного дома, пустился в путешествие по свету. Закрывает же Канны картина Яна Кунена («Доберман»,«99 франков») «Коко Шанель и Игорь Стравинский». Только не путайте ее с фильмом про Шанель Анн Фонтен, в котором героиню играет Одри Тоту, — здесь Коко исполняет Анна Мугласис.
Ну и теперь об основном конкурсе.
Тут и Ларс фон Триер с «Антихристом»: говорят, в основе фильма лежит концепция о сотворении мира Сатаной. Супруги, сыгранные Уильямом Дефо и Шарлоттой Гинсбур, после смерти ребенка сбегают в лес, а там... мертвые с косами стоят. Может, и не совсем так, но, судя по трейлеру, без ужасов не обойдется. И Тарантино с «Безславными ублютками» (корректора не материть — название картины на английском — Inglourious Basterds) — ремейк итальянского боевика «Этот проклятый бронепоезд». По сюжету отмороженный боевой отряд, возглавляемый Брэдом Питтом в военной форме и при усах, снимает скальпы с фашистов. Также в конкурсе ожидается новый фильм Джонни То «Месть» с Джонни Холлидеем и «Прерванные объятия» Педро Альмодовара, снова снявшего в главной роли Пенелопу Крус.
Дальше продолжать? Пожалуйста: в Каннах покажут версию мифа о Саломее «Лица» Цай Мин Ляня, комедию соцреалиста Кена Лоуча про депрессивного почтальона «В поисках Эрика» с футболистом Эриком Кантоной в роли самого себя. Можно будет увидеть экранизацию мемуаров Элиота Тайбера «Взятие Вудстока» Энга Ли, немецкоязычную «Белую ленту» Ханеке, действие которой разворачивается в 1913 году в германской провинции, мистическую картину «Войди в пустоту» автора «Необратимости» Гапара Ноэ — в ней герой оказывается в пограничном состоянии, застряв между миром живых и мертвых.
К нашему неудовольствию, отечественным талантам, по мнению каннских отборщиков, для этой «группы смерти» класса не хватает.
Поэтому два фильма от России попали лишь в программу «Особый взгляд».
Это картина Лунгина об Иване Грозном «Царь» по сценарию Алексея Иванова с Петром Мамоновым и «Сказка про темноту» Николая Хомерики. Оба в Каннах не новички: Хомерики участвовал в программе «Синефондасьон» в 2005-м (и получил второй приз) и «Особый взгляд» в 2006-м. Ну а Лунгин, можно считать, каннский ветеран — трижды попадал в основной конкурс («Свадьба» в 2000-м, «Луна-парк» в 1992-м, «Такси-блюз» в 1990-м), причем «Такси-блюз» с тем же Мамоновым принес Лунгину приз за режиссуру и награду экуменического жюри.
Внеконкурсная программа тоже не отстает.
Во-первых, там будет фильм «Агора» Аменабара, в котором Рэйчел Уайс сыграла философа и математика Гипатию Александрийскую, во-вторых — многострадальный проект Терри Гиллиама «Воображариум доктора Парнассуса». Как известно, Хит Леджер погиб до окончания съемок, и было принято решение не переснимать сцены с его участием — роль заканчивали сразу три актера: Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл. Внеконкурсные программы, кстати, обнародованы еще не полностью, поэтому на этой грандиозной каннской вакханалии гурманства вполне могут оказаться и другие наши киношники.
Каннский фестиваль стартует 13 мая под председательством Изабель Юппер и продлится до 24 мая. «Парк культуры» будет вести прямые репортажи с этого луккулового пира киногурманов, пропускать не советуем.