Следователь Захаров (Никита Высоцкий) брякнулся с крыши и стал одержимым. Смысл его ментовской жизни сосредоточился на погоне за убийцей, который каждую последнюю пятницу месяца должен видеть, как бьется в судорогах женское тело. Сначала маньяк (Сергей Медведев) томно смотрит в ресторане на стейк (обязательно с кровью!), а потом, как в офис на службу, отправляется выполнять свой план по удушению телок. Все это, конечно, неспроста: когда-то в юности подруга настойчиво обзывала парня говяжкой, за что получила удар вилкой, а будущий душегуб — больше дюжины лет в психушке.
Начальные условия внушали в отношении «Пятницы, 12» умеренный оптимизм.
Комедия, но в списке актеров и сценаристов нет ни одного камедиклабовца. Картина была включена в программу плаховской «Эйфории», куда нет хода «Гитлер капутам». Пусть режиссер Владимир Зайкин — автор, может, не самых искрометных фильмов («На кого Бог пошлет», «Башмачник», «Слушатель»), но казалось, он мог бы составить конкуренцию новейшему пародийному жанру хотя бы в том, что предложит разумную альтернативу КВНовскому подходу к кино. Ну и плюс к тому в основе «Пятницы» столь благодатный жанр, как пародия на фильмы ужасов и триллеры, которые за годы популяризации обросли таким количеством штампов, что так и просятся на осмеяние.
Альтернатива «самым лучшим фильмам» в «Пятнице» действительно имеется:
шутовских номеров и приколов в картине перечесть по пальцам, что в наши дни для комедии редкость. Пародируется здесь скорее жанр как таковой, чем конкретные ленты: вы увидите героя-одиночку, который и сам уже похож на маньяка поболе, чем маньяк (в этой роли Никита Высоцкий дает не Брюса Уиллиса и не Аля Пачино, а самого настоящего Жеглова), его оклеенную фотографиями с места убийств квартиру и хранящиеся в морозилке улики. Прыщавого очкарика-убийцу с фрейдистскими комплексами. Идиотский сюжетный ход, заставляющий девушку очутиться ночью в безлюдном месте. Вдруг обнаружите хук в сторону азиатских фильмов: красивая гейша в развевающихся одеждах будет твердить детективу что-то про движение к восходу, а он согласно кивать, бормоча: «Ни хрена не понимаю!»
Причем если говорить собственно о комических приемах, то он всего один: каждый из персонажей в театральном стиле реплики «в сторону» сообщает о своих сокровенных мыслях, пристально глядя на оператора. Жертва рассказывает о том, что ей всегда не везло, и она не удивится, если напорется на бандита. Убийца — что сегодня не его день и, чует сердце, все закончится плохо. Но поначалу кажущаяся довольно забавной фишка быстро приедается и возникает опасность ненароком забыть о том, что смотришь комедию:
за вычетом упомянутых комментариев остается лишь дрянной хоррор-триллер, печально напоминающий потуги адаптировать голливудский жанр под русские реалии «Тот, кто гасит свет».
Страшно обидно, учитывая хорошие задатки «Пятницы», но причины как на ладони. В отечественном кино хоррора нет как такового: нет культуры самого жанра, а ведь пародия требует тонкого владения высмеиваемым материалом. Кроме того, понятно, что смехопанорама на экране — зрелище трагическое, но, с другой стороны, в комедии без гэгов не обойтись, и желание по максимуму от них отказаться тоже не работает. Ну и куда без вечной национальной потребности в философских глубинах, в результате освоения которых фильм с грохотом проваливается между стульями.
Для умной комедии в нем все же слишком часто таращат глаза и пукают, для глупой — помилуйте, кому интересно про условность границ между жертвой, маньяком и следователем. Лучше бы сиськи показали, что ли.