Из чего сделана Англия? Согласно Джулиану Барнсу, составившему в романе «Англия, Англия» соответствующий перечень ассоциаций, в массовом сознании Британия неразрывно связана с королевой и Биг-Беном, с «Манчестер Юнайтед» и крикетом, с «Алисой в стране чудес» и снобизмом (полный список содержит пятьдесят наименований). В фильме «Легкое поведение» обошлись без королевской семьи, зато в качестве аттракциона характерных британских черт и деталей быта наличествуют замок, этикет, туман, чопорная свекровь, чучела животных и охота на лис.
Тоже, в общем, неплохо.
20-е годы, бойкая американка Ларита (Джессика Билл), промышляющая, ни много ни мало, гонками, подцепив в мужья симпатичного англичанина Джона Уиттакера (Бен «Принц Каспиан» Барнс), едет погостить к семейству супруга. А там оно самое — аристократия, поместье, скучные луга, крайне холодный прием и «Знакомство с родителями» в британском духе. За несколько дней Ларита, ничего особо не предпринимая, умудряется наделать дел и восстановить против себя практически всех своих новообретенных благонравных родственников, включая мужа.
А всего-то, надо сказать, станцевала канкан, поездила на мотоцикле и села на собачку.
На стороне Лариты под конец остается разве что мало вписывающийся в общий антураж продвинутый моложавый папаша семейства (Колин Ферт), небритый и, кажется, уже вконец охреневший от заскоков домочадцев. Помимо идиосинкразии к показушной чинности героев объединяет наличие в биографии тайны.
Пьеса Ноэла Кауарда однажды уже была экранизирована, но сравнивать нынешнюю версию с немой картиной Хичкока 1927 года – занятие неблагодарное, поскольку, помимо схожей (да и то не слишком) канвы, у фильмов решительно нет ничего общего. Достаточно и того, что ранняя и малоизвестная мелодрама Хичкока отчасти была построена на возрастающем напряжении вокруг прошлого героини, будучи по тем временам вполне инновационной в выразительном плане (например, в фильме есть переплетения реальности и сновидений), а картина Эллиота всего лишь приятная ретрокомедия.
Впрочем, это «всего лишь» дорогого стоит: столь легкой и обаятельной ленты в нашем прокате не было уже довольно давно.
Можно, конечно, найти к чему придраться: к торчащему из сюжета персонажу Ферта, будто нечаянно свалившемуся сюда из другого фильма. Или к тому, что, несмотря на то, что «Легкое поведение» чисто английский проект, он выглядит скорее хорошей голливудской стилизацией, нежели британской комедией. И тем не менее на взятой высоте картине ни разу не изменяют ни изящество, ни вкус, и построенное на штампах английской и американской натуры «Легкое поведение» обходится с ними достаточно элегантно. Может быть, даже чересчур элегантно, потому что более грубая пародия из «Собаки Баскервилей», памятная громким Никитой Михалковым в шубе и диалогом «Что это, Бэрримор?» — «Овсянка, сэр», по части комизма, разумеется, выигрывает.