Приз World Press Photo был учрежден в Амстердаме в 1955 году с целью поощрения и продвижения талантливых фотожурналистов со всего света. Авторитет этого конкурса взлетел довольно быстро, и сегодня он считается самым значимым и респектабельным в своей сфере. У премии множество номинаций – от «Горячего репортажа» до «Природы». Тематических категорий насчитывается 10, но некоторые из них подразделятся на подкатегории, к тому же каждая номинация предполагает тройку призеров, так что обладателями разного достоинства наград становятся десятки авторов. В данном случае – 63 фотографа из 27 стран.
Но, разумеется, самым престижным является главный приз.
В этом году гран-при удостоился американец Энтони Суо. Выбор победителя не выглядит странным, поскольку взялся он за тему самую что ни на есть актуальную. Вернее, в марте прошлого года, когда он начал снимать свою серию, проблема выселения должников из кредитных домов не была столь остра, но сегодня она волнует очень многих, в том числе и членов жюри. Серия в целом получила второе место в номинации «Повседневная жизнь», но один кадр из нее был признан самым удачным на конкурсе. Снимок запечатлел момент, когда полицейский с пистолетом в руке осторожно осматривает покинутое бунгало, чтобы убедиться в отсутствии людей в помещении. Это безобидное, на первый взгляд, занятие явно напрягает офицера, словно речь идет по поимке опасного преступника. Добавляет драматизма в мизансцену и отсутствие цвета – Энтони Суо снимал на черно-белую пленку.
Работы остальных лауреатов охватывают практически весь жанровый спектр, присущий World Press Photo.
Например, здесь любят выразительные кадры про последствия стихийных бедствий. На сей раз эту «нишу» закрыл китаец Чен Кин Ган, снимавший ход спасательных работ после известного землетрясения в Поднебесной. Репортажи про войну тоже, как правило, не оставляют жюри равнодушным. На сей раз, правда, приза удостоился кадр, в котором тревожная нотка звучит еле слышно. Японец Чибо Ясуоси предъявил на суд свою серию «Межплеменной конфликт в Западной Кении». Здесь не видно прямых и кровавых стычек, люди с луками и стрелами просто стоят на склоне живописного холма в ожидании команды ринуться в атаку.
Нельзя не упомянуть и работу россиянина Юрия Козырева «Раджия Джихад Джассим со своим сыном Сараном». Выхваченные из темноты (может быть, подвальной) лица подростка и его матери выражают весь спектр эмоций, который могут испытывать жители Багдада в трудные времена. Этот снимок, напоминающий об эстетике знаменитого живописца Караваджо, взял первое место в номинации «Портрет». К слову, в прошлом году в этой категории победил портрет Путина, сделанный британцем под псевдонимом Platon.
Одним лишь объявлением призеров дело не ограничится. Организаторы World Press Photo не зря говорят о том, что их конкурс служит целям раскрутки победителей. В мае выставка лауреатов откроется в Амстердаме, а потом ее ждут длительные гастроли по 85 городам планеты. Окажется ли в их числе Москва или иной российский город, пока неизвестно.