Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Изображая зверя

Выставка Василия Ватагина в Третьяковке

Каждой твари не то что по паре, а то и по целому стаду набралось в Третьяковке по случаю 125-летия художника-анималиста Василия Ватагина.

Изображать птичек, рыбок и зверюшек – дело, может, и нужное, но не первостепенное. С таким отношением Вася Ватагин столкнулся еще на заре своей туманной юности. Да и сам он тогда не думал о большом искусстве. Ему просто нравилось перерисовывать разных животных из зоологических атласов. Казалось, эта страсть должна вести к карьере научной, а не художественной, и Ватагин действительно поступил на естественный факультет Московского университета. Но со временем понял, что биологом быть не хочет, а подлинное его призвание – рисовать.

Насчет предмета изображения не колебался ни секунды: звери и только звери.

При таком раскладе ему была прямая дорога в иллюстраторы научных книг и энциклопедий. Однако он уже видел себя настоящим, а не прикладным художником. Занимаясь в студии Константина Юона, Ватагин услышал по поводу своих зоологических штудий от учителя судьбоносную фразу: «А где же искусство?» Вопрос запал в душу. Оказалось, сколько ни упражняйся в передаче анатомии, сколько ни изучай звериные повадки, до художественного образа все равно далеко. Мечталось же именно об этом. И Ватагин взялся экспериментировать. Выходом из тупика стала для него деревянная скульптура.

Стоит задуматься, почему вышло именно так. Ведь дерево – материал грубоватый, не способствующий филигранности. Нарисовать можно гораздо детальнее и изощреннее. Но для Ватагина больше значили прочность и обобщенность формы.

Найденную им манеру он сам называл «египетским уклоном», имея в виду способность древних египтян выражать пластическую суть при всех условностях изображения.

Художник желал избавиться от «гнета зоологии», давившего на него с юности. И в итоге сумел это сделать, хотя до конца дней сетовал на двойственный характер своей деятельности. Он ведь десятки лет оформлял Дарвиновский и Зоологический музеи в Москве, бесконечно рисовал наглядные пособия и иллюстрировал научные книги. Во всех этих сферах его художественные открытия почти не находили применения – требовалась лишь натуралистическая достоверность. Подлинные перлы создавались, как правило, вне заказа.

Исключением были, пожалуй, иллюстрации к детским книгам.

Здесь он работал так, как считал нужным, и следовал только собственным установкам. Отсюда безмерное упоение образами и постоянный возврат к одним и тем же сюжетам. Для примера: за тридцать лет Ватагин проиллюстрировал сказку «Маугли» шесть раз. Здесь он нашел идеальное сочетание подлинной зоологической пластики и психологических характеристик для Багиры, Шерхана, Балу. «Персонажи Киплинга – это литературные герои, без всякой дискриминации в пользу человека», – писал художник в своей книге «Изображение животного. Записки анималиста». Но таких заказов было у него немного. В той же книге он жалуется с неподдельной искренностью: «Всю жизнь эта двойственность мучила меня», – подразумевая необходимость наступать на горло собственной песне ради научпопа.

На нынешней выставке можно убедиться, что не зря все-таки Василий Ватагин считал деревянную скульптуру своим путеводным жанром.

Лучшие вещи в экспозиции – именно из этого материала.

Хотя справедливости ради стоит добавить, что и в бронзе, и в керамике, и в камне его звери выходили весьма удачно. Чего у Ватагина нет совсем, так это умилительности. Он слишком хорошо знал земную фауну, чтобы устраивать «уси-пуси» по поводу кошечек, собачек, попугайчиков и обезьянок. Нет здесь и пресловутого натурализма, от которого художник столь мучительно избавлялся. Лаконичные, точные формы (почти монументальные при небольших размерах) – и, вместе с тем, в них всегда есть что-то портретное, индивидуальное. Отчего-то сразу понимаешь, что перед тобой не орангутан вообще и не морж как представитель вида, а конкретное существо со своим настроением и даже внутренним миром.

Пожалуй, эти качества изображения присутствуют и в ранних, 1900-х годов, акварелях.

И гораздо в меньшей степени – на больших холстах из Дарвиновского музея. Они-то как раз и выглядят теми самыми наглядными пособиями, мучившими автора всю его жизнь. Сделаны честно, старательно, со знанием предмета, но без особого вдохновения. Стоило ли их включать в юбилейную экспозицию? Сразу и не ответишь. Конечно, сам Ватагин от этих вещей никогда не отрекался и признавал их пользу – хотя бы с точки зрения популяризации биологии. Но сердце его явно лежало не здесь. По счастью, на выставке достаточно экспонатов, не оставляющих сомнения в огромном даре великого художника-анималиста.

Новости и материалы
Штаб Харрис прогнозирует «месяц судебного ада» после выборов
Следствие по делу о попытке диверсии в российской воинской части завершено
Полиция предупредила о риске насилия в Вашингтоне после президентских выборов
В России подорожали морковь и яйца
Холод в офисах снижает продуктивность россиян
Трамп назвал решающий для него фактор успеха на выборах
Стали известны нюансы сюжета сиквела игры Hogwarts Legacy
Налоговый вычет можно будет оформить на «Госуслугах»
Украинский пленный рассказал о приказах командования ВСУ стрелять по своим
Пять межмуниципальных маршрутов на Сахалине перестали работать
В США стали известны данные exit poll в «колеблющихся штатах»
Трамп лидирует в одном из колеблющихся штатов США
Посольство РФ ответило на обвинения во вмешательстве в американские выборы
Потепление после ледникового периода превратило Землю в шар из грязи, выяснили ученые
Трамп опередил Харрис по числу голосов выборщиков
В штабе Трампа оценили вероятность преждевременного объявления о его победе
В Милуоки из-за ошибки пересчитают около 30 тысяч бюллетеней
Журналисты выяснили степень лояльности избирателей в США к своим кандидатам
Все новости