Ольга Васильевна Лепешинская родилась 28 сентября 1916 года в Киеве. По отцовской линии она принадлежала к старинному дворянскому роду, ее дед Василий Павлович был одним из народовольцев. Отец же выбрал для себя профессию инженера. Этому хотела посвятить себя и его дочь, которую за непоседливый мальчишеский характер родители называли не Лелей, а Лешей. Но главным увлечением девочки был танец. Говорили, что танцевать она начала раньше, чем ходить. Танцевала он везде и всегда, но о карьере танцовщицы речь не шла — девочка грезила о первом, построенным по ее проекту, мосте.
Судьбу будущей примы Большого, как водится, решил случай.
Летом 1925 года, когда Лепешинские отдыхали в Крыму, танцующую девочку заметил главный художник Большого театра и посоветовал родителям отдать Ольгу в хореографическое училище. Поначалу ее не приняли, но упорство и очередная случайность сделали свое дело — целеустремленную девочку, однажды из принципа прокрутившую шестьдесят четыре фуэте, взяли вместо одной из заболевших учениц. Еще во время учебы Лепешинская впервые вышла на сцену в прологе к опере «Снегурочка» и балете «Щелкунчик», а в 1935-м восемнадцатилетнюю балерину ждал звездный час — балет «Три толстяка» в постановке Игоря Моисеева.
Пресса и поклонники отмечали невероятную радость, с которой танцовщица исполняла свои партии. Владимир Немирович-Данченко даже пытался уговорить ее уйти в драматический театр, но страсть к балету была сильнее. Причем все эмоции, переживания своих героинь Лепешинская показывала только лишь через сам танец и считала неправильным для балерины «играть лицом».
С приходом известности юная балерина и пламенная комсомолка Лепешинская впервые начала участвовать и в общественной жизни.
В 1933 году она пришла в молодежную секцию Клуба артистов (будущий Центральный дом работников искусств) и была выбрана на должность заместителя председателя правления. В 1939-м — уже стала депутатом Моссовета. Много лет спустя она вспоминала, что была заместителем председателей всего, чего только можно, за что коллега по работе в ЦДРИ Борис Ефимов шутливо называл Лепешинскую «замшей».
Параллельно с общественной работой шла вверх и карьера танцовщицы — в 1940 году ей доверили партию Китри в «Дон Кихоте». Ольга Васильевна говорила, что партнерам приходилось держать ее за платье, чтобы она не выскочила танцевать раньше времени.
Когда началась война, Лепешинская стала проситься на фронт, и ее отправили на курсы медсестер.
Однако, придя в госпиталь и увидев раненых, балерина едва сдержалась, чтобы упасть в обморок уже за дверью. В результате она отправилась нести дежурство во время авианалетов вместе с другими добровольцами и поднимать боевой дух уезжавших на фронт бойцов. Однажды ее речь прервал знакомый голос: «Лепешинская, ты лучше станцуй». Дважды просить не пришлось — в образованном зрителями круге балерина протанцевала много часов, а вскоре отправилась на фронт в составе фронтовой бригады Большого театра.
В составе бригады она прошла всю войну, побывала на многих фронтах и долгие годы потом получала письма от благодарных солдат. Выступать балерине приходилось на голой земле и спустя годы полученные травмы отозвались болезнями, почти лишившими Лепешинскую способности ходить.
Но, несмотря на это, она ни разу не пожалела об этих жертвах, так же как и о искренней приверженности комсомолу.
Параллельно с выступлениями на фронте Ольга Васильевна продолжала танцевать в театре. В 1943 году на сцене Большого состоялась премьера балета «Алые паруса», в котором балерина исполнила партию Ассоль. А уже в 1945-м специально для нее была поставлена «Золушка».
Во время исполнения партии Тао Хао в балете «Красный мак» в 1953 году раздался треск. Зрители подумали, что треснула туфля балерины. Лепешинская дотанцевала до конца и лишь за кулисами лишилась сознания — нога была сломана в четырех местах. Однако каким-то чудом, спустя три месяца, Ольга Васильевна вновь появилась на сцене. Зал аплодировал стоя.
Через три года после одного из кремлевских приемов балерина познакомилась со своим будущим мужем — генералом армии Алексеем Антоновым. Об этой любви она до конца дней вспоминала с неизменной теплотой. Счастье было недолгим — после шести лет счастливого брака Антонов скончался. На похоронах балерина не могла найти сил и потеряла сознание. Когда она пришла в себя, оказалось, что она ослепла. Сама Лепешинская виной своей слепоты называла слишком яркое и жаркое солнце.
Несмотря на то что зрение постепенно вернулось к ней, танцевать с былой страстью и радостью ей больше не удавалось.
Лепешинская не сдалась — она стала преподавать, объездила весь мир, почти в каждой стране можно найти ее учеников. Кроме того, продолжала она и общественную работу. Кроме ЦДРИ она возглавила Комитет советских женщин, до последних дней оставалась президентом Российской хореографической ассоциации etc. К полученным орденам, которых у Лепешинской, как она сама говорила, «штук двенадцать», она всегда относилась спокойно.
Гениальной балериной она всегда считала Галину Уланову и утверждала, что у них «только гримировочные столики стояли рядом», а на дистанция между талантами растянулась на много километров. Однако время расставило все по своим местам — обе танцовщицы навсегда останутся в истории российского балета.