Во вторник в Риме на 85-м году жизни после длительной болезни скончался итальянский драматург Эннио де Кончини.
Родившийся 23 декабря 1923 года, один из самых знаменитых итальянских драматургов и сценаристов Эннио де Кончини больше всего известен как человек, приложивший руку к трем первым частям легендарной серии детективов «Спрут». Сценарий к первому «Спруту» де Кончини написал вместе с режиссером Дамиано Дамьяни, на роль Катани определили Микеле Плачидо (хотя продюсеры настаивали на Франко Неро), за кадром звучала музыка Эннио Морриконе.
Это был один из тех телефильмов, которые собирали у телевизора целые семьи — не только в Италии, где «Спрут» до сих пор остается одним из самых успешных сериалов, но и у нас: комиссару Катани посвящались песни, в качестве персонажа он ухитрился попасть в игру «Мафия».
Но, конечно, на счету де Кончини не только «Спрут»: как сценарист он работал в самых разных жанрах и с самыми разными режиссерами. Именно его сценарий лежит в основе классики хоррора «Маска демона» Марио Бавы, мрачной готической сказки, сделанной, как признавался сам Бава, под влиянием гоголевского «Вия». Де Кончини участвовал в написании сценариев к голливудской классике – достаточно вспомнить экранизацию «Войны и мира» 1956 года – с Одри Хэпберн и Генри Фондой.
Его же перу принадлежит «Развод по-итальянски» Пьетро Джерми – веселая комедия с Марчелло Мастрояни и Стефанией Сандрелли о том, как мужчина, влюбившись в кузину, придумал хитроумный план, чтобы избавиться от опостылевшей жены. Де Кончини работал с Франко Дзефирелли над «Молодым Тосканини» и с Клодом Швабролем — над «Безумиями буржуазии». А под псевдонимом Василий Петров де Кончини написал сценарии к двум фантастическим фильмам.
Не все об этом помнят, но Эннио де Кончини создавал сценарии и для советского кино.
Точнее, для двух советско-итальянских фильмов. Первый — военная драма «Они шли на восток» Джузеппе де Сантиса. Второй – «Красная палатка» — картина Михаила Калатозова об арктической экспедиции генерала Нобиле с фантастическим актерским составом: Донатис Банионис и Шон Коннери, Никита Михалков и Питер Финч. Автор первоначальных набросков к сценарию — Юрий Нагибин, который затем покинул проект, и на его место пришли Эннио де Кончини и англичанин Роберт Болт. В советской версии за кадром играет музыка Зацепина, в итальянской – Эннио Морриконе.